А. И наконец, после прохождения трех врагов, его настигает четвертый, последний. Без всякого предупреждения. И это — Старость, или по другому — Время.
Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение. Это пора, когда человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но и пора, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться. Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Желание отступить затмит его ясность, перечеркнет всю его силу и все его знания. Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага. Одного этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно. К. Кастанеда
А. Ну, тут комментарии никакие не требуются. Излишни.
Т. А интересно — какие есть примеры людей, которых можно назвать Человеком Знания? Ведь старость и мудрость не одно и тоже. А уж тем более, кто — те редкие примеры, которые победили всех четырех врагов, перечеркнули время и воспользовались той короткой возможностью быть победителем — между старостью смертью? По моему мнению, скорее всего это царь Соломон, оставивший Екклесиаст, это Будда, Конфуций, Апостол Павел, Галилей, Да Винчи, Заратустра. А из наших современников, скорее всего скоро туда войдут ныне живущие, такие как Билл Гейтс, Илон Маск. Возможно.
А. Это всего лишь спекуляции, и твои домыслы.
Т. А если говорить о большинстве, живущих на земле — их же точно не минует этот враг, если они доживут до старости? Главное, как там говорится: чтобы старость не перечеркнула накопившиеся к этому времени ясность и силу, и не ввергла снова в страх.
А. Сравни детей и пожилых людей. Дети постоянно шебутятся, им надо израсходовать свою энергию. А люди, особенно старше 50, ищут тишины, покоя, их часто охватывает усталость, нега, у них теряются всякие желания и амбиции. А это — ловушка. Старость это не объективная вещь, это субъективное восприятие.
Т. Это, кстати, отражает ровно то, о чем ты говорил в своем выступлении на ТЭДЕ.
А. Да, мы сами делаем себя старыми. Это то, что в нашем сознании вошло в сюжет культуры старости, как некой неизбежности. Но это один полюс. А есть и другой. Посмотри, сейчас появляются люди, которым по 70-80 лет, и которые просто плюют на возраст. Они активно двигаются, общаются, занимаются спортом, творчеством. Потому что, оказывается, что это возможно. Потому что они просто начинают это делать. Хотя ранее ничем подобным не занимались. Вон Леонид Богуславский, один из крупных инвесторов, успешный человек. Он в 62 года начал триатлоном заниматься. В 62 — Ironman.
Т. У него, видимо, форма была для этого. Физическая. Подходящая.
А. Танюш, это и есть отмазка. Какая может быть подходящая физическая форма для того чтобы за один раз, без остановки проплыть почти 4 км, проехать на велосипеде 180 км, и пробежать 42 км! Какая для этого физическая подготовка должна быть? Нет такой физической подготовки. Нормальные здоровые мужики, в самом расцвете сил по 5 лет готовятся, чтобы выйти на соревнования по триатлону, а он в своей возрастной категории первое место в мире занял. Я не знаю сколько он лет готовился. Он говорит: единственное условие успеха в бизнесе — ВОЛЯ. Что ты против этого противопоставишь? Вспомни, как назывался мой любимый фильм, который Лени Рифеншталь снимала?
Т. Триумф воли.
А. Триумф воли. Это ровно об этом же. А где это всё зарождается? Зарождается в самом начале? Инициация. Помнишь, когда обсуждали страх, говорили об этом? И знаешь какой самый важный тезис? Он есть в кратком содержании речи Черчиля студентам. Легендарной, мифической. Я, кстати, считаю Уинстона Черчиля тоже, человеком, победившим всех четырех врагов. Так что он сказал?
Т. Никогда, никогда, никогда…. не сдавайтесь. Ты часто приводишь этот пример.
А. Всё! Всё, больше ничего не надо. Не сдавайтесь. Ни при каких условиях. Потому что каждый раз находится какое-то оправдание. Но, каждый раз можно найти людей, которые не сочли это оправданием, и они пошли, а кто-то остановился там, где они продолжали идти. Здоровья не хватает? Посмотри на паралимпийские игры. Мужества не хватает? Старость одолела? Посмотри, старички, которые на много лет старше тебя, а жару всем дают так, что мало не кажется. Дядюшку моего возьми, Геннадия. Дай Бог ему здоровья. Ему скоро 80, а он гоняет на горных лыжах по самым сложным склонам, катается на коньках, играет в теннис, много лет ходит на танцы, и как танцует! Рыбалка, охота, студеные моря, палатка, автогонки… Мы так сможем? Мы в прошлом году с ним на рыбалку поехали на Кламат ривер, помнишь? Как гребли с ним против горного течения в лодке, и лодку сорвало и понесло по камням… И кто помог вырулить, кто поймал больше всех рыбы? То-то.
А люди, которые приехали в нашем возрасте в чужую страну, без языка, без денег — они достигли огромных результатов. И когда ты эти примеры видишь вокруг себя, что ты можешь сказать себе? Единственное, что остается в этой ситуации — не врать самому себе, потому что никаких объективных причин нет.
Так вот, есть четыре врага: Страх, Ясность, Сила, Старость. Пока ты не преодолеешь страха, — ясности тяжело достичь. Потому что страх это то, что застит глаза. А не преодолеешь ясность — не получишь силу.
Т. Да, но всё равно тебя неминуемо подкосит старость. Победит время. Какой бы не была твоя картина мира, хоть ты веришь в теорию плоской земли, какую бы ты стратегию жизни не избрал…
А. Нет. Ты исходишь в целом из очень упрощенной концепции, которая заключается в том, что есть два подхода. Бытие определяет сознание — один подход, материалистический. А диалектический, что сознание — элемент бытия. Я не считаю что они альтернативные, я считаю что они отражают разные фазы роста. Когда человек на нижней фазе развития, то бытие в значительной степени определяет его сознание, окружение. Для него важно в какой стране он живет, кто его окружает, чем занимается. Для него важно — мир плоский или круглый, и другие заморочки. Он верит, что это для него важно. Но когда человек на более высоком уровне, для него это перестает быть важным. Потому что, я тебе это говорил много раз, я это и в «Теории Каст и Ролей» писал, что с моей точки зрения — мир это только мир людей. Соответственно, это как спектакль, в котором мы все актеры в окружении декораций, ты ж должна понимать это, столько режиссерских экспликаций написала.
Декорации — это тот мир, в котором действуют персонажи. Но зрителей увлекает драма, сюжет. А сюжет, драма — это архетипическая история, она не зависит от декораций. Тоже самое, что такое декорация? Это — объекты, препятствия, наличие каких-то ресурсов, понимаешь? Это просто некоторые заданные факторы, которые эту драму могут чуть чуть где-то усилить, добавить остроты. Но сама драма, она не зависит от этого, потому что сюжет драмы разворачивается в конфликте между людьми. Потому что конфликт это и есть рост. Поэтому мне глубоко не интересно какая земля — плоская или шар, потому что сама общая картина мира в своем архетипе, в своей архитектуре, она неизменна. Для меня это очевидно. В моей картине мира ничего не поменяется.
А вот идти путем Человека Знания — для меня важно, потому что это формирует не просто мою картину мира, это формирует меня. Даже если всё равно победит время. …
Т. Значит, у человека есть очень короткий интервал времени, когда он, победив всех четырех врагов, и находясь еще между старостью и смертью, является самым зрелым, мудрым (глубинной мудростью), дальновидным, прозорливым, просветленным, то есть истинным ЧЕЛОВЕКОМ ЗНАНИЯ. Но таких мало. Дожить бы до таких времен.
А. Не Боги горшки обжигают.
Т. Скажи еще: глаза боятся, руки делают, или терпение и труд всё перетрут 🙂
А. Нет, скорее: да пребудет с нами СИЛА.
Автор Татьяна Крол