Упрощения как ложная реальность. Толкование Дэвида Орра — 3:16 минуты чтения

Количество методов достижения успешности, похоже, перевалило за тысячи, и в целом объем информации так велик, что мы не в состоянии решиться тратить время на серьезное чтение без веской причины. Наступила эпоха «много буковок», когда сложную концепцию упаковывают в короткую статью, позиционируя ее как истину в последней инстанции. Или преобразовывая ее в инфографику, а потом сводя к решениям за «три шага». Или, наконец, как к вершине юзабилити, к знаменитому «нажми на кнопку — получишь результат».

Вот пример статьи, основной тезис которой сводится к фразе: «существующая модель успеха исключает счастье и, в принципе, является нездоровой».

В Университете Британской Колумбии проводилось психологическое исследование, в результате которого выяснилось, что многие топ-менеджеры выходят из небольшого процента населения, склонного к психопатии. Это объясняется тем, что такие люди готовы изо всех сил конкурировать за любую возможность, которая дает им преимущество перед их более уравновешенными коллегами. Понятно, что психопатическая модель успеха просто обязана быть разрушительной. Может быть, в мире поэтому столько войн, кровопролития, бесконечных экономических кризисов — просто мы ставим над собой «успешных» психопатов, свято веря в их нормальность, и изо всех сил стараясь уподобиться им?

Давайте на минуту задумаемся, представителей каких профессий мы называем «успешными»? На ум сразу приходят знаменитые актеры и певцы всех мастей, политики, топовые бизнесмены — все те, кто наделен властью, деньгами или попросту популярностью. Попробуйте представить себе «успешного врача». Кто это: 1) тот, кто умеет проводить сложнейшие операции на высоком уровне и спасает жизни или 2) тот, кто открыл частную клинику, заполучил богатых клиентов и заработал состояние? «Успешный писатель» — тот, кто создал по-настоящему выдающееся произведение или тот, кто издается миллионными тиражами? А уж сочетания вроде «успешный ученый», «успешный преподаватель», «успешный геолог» и вовсе кажутся оксюмороном в таком контексте.

Здесь-то и возникает парадокс, о котором изначально говорил Дэвид Орр: получается, что планета вертится не за счет тех, кого мы дружно окрестили «успешными» и водрузили на пьедестал почета. «Успешные люди» не учат наших детей в школе. «Успешные люди» не лечат нас от простуды. «Успешные люди» не спасают Землю от глобального потепления. «Успешные люди» не пекут хлеб, не водят трамваи и не моют пол у Вас в офисе. Но ведь те, кто делает это, объективно намного полезнее для общества, чем вся армия поп-певичек, менеджеров и олигархов.

И далее ставится сакраментальный вопрос:

Возможно, настало время пересмотреть наше представление об успехе? Будем считать успешными тех, кто каждый день делает мир чуть лучше — немного, в меру своих возможностей, без претензий на глобальный размах. Просто «встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Будем ценить мудрецов, а не подготовленных ораторов, оценивать действия и мотивы, а не слова. Будем хорошо выполнять свою работу не потому, что она принесет какой-то эфемерный «успех», а потому, что она нам нравится. А если не нравится, будем уходить и искать то, что придется по душе, чтобы вновь делать это хорошо. Будем дорожить своими семьями, внимательно относиться к детям…… [wcm_restrict]

Это пример типичной статьи упрощения, в которой рассматривается очень узкий подход. Проблема в том, что умение достигать своих целей не есть символ успешности, а есть базовый инструмент оставаться хотя бы на плаву во всё более сегрегирующем обществе. Вопрос не стоит в том, чтобы обязательно достигать чего-то безумно великого. Вопрос в том, чтобы достигать баланса между духовным, к чему лежит сердце, и материальным — выполнением собственных обязательств. Что это означает на практике?

На практике это означает, что любая профессия, в достаточной степени рутинная или вытесненная массовым производством, не позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни, не говоря уже о высоком. Недостаточно просто идти, чтобы стоять на месте, — нужно бежать все быстрее и быстрее. Это вообще очень интересный феномен, что все большее число людей по разным причинам уже не хочет бежать, т. е. они сознательно выбирают уменьшение потребностей ради лучшего психического состояния. И происходит разделение цивилизации на несколько ветвей, стремящихся соответствовать и осознанно выдавливаемых из мейнстрима. Это, в частности, приведет, возможно, к возрождению ремесленничества на ином уровне. В США это характерно видно. Есть сетевые магазины с массовой индустриальной продукции из Китая и есть бутики, что называется locals, как правило, ярко индивидуальные, но с высокими ценами. Увы, хотя люди уходят в создание home business, они все равно должны в минимальной степени балансировать между декларативной свободой предпринимательства и необходимостью оплачивать счета, которые выставляют им корпорации.

Можно сколь угодно говорить о новом счастье, свободном от усилий, но реальная инфляция с учетом стоимости образования и недвижимости составляет от 30 до 40% в год!

И если возвращаться к теме «Успешных людей», то соглашусь с Дэвидом Орром: «успех не равняется счастью».

 

[/wcm_restrict] [wcm_nonmember]Зарегистрируйтесь или залогиньтесь, чтобы читать дальше

Регистрация
[nextend_social_login][/wcm_nonmember]

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх