Проблема или препятствие — в чём разница? — 12:47 минут чтения

Снова страхи, и сетования на нехватку времени, сил, на неуверенность в себе, отсутствие сна и гипертрофированную ответственность, на недостаток мотивации и расфокусировку. Понимаю, что взялась сразу за несколько проектов, и в результате затормозила движение всех. И бросить их не могу, и тащить не по-силам. Ни с кем, кроме Алексея это обсудить не смогу, потому что он к контексте. Но знаю, что первым ответом будет: “Приходи на тренировку Мягкой Школы, там разберёмся”.


А. Сначала давай озвучим — что такое проблема. Огромное количество людей этого не понимают. Человек руководствуется всего лишь двумя базовыми мотивами. Первый — когда он хочет что-то получить, а второй — когда он хочет чего-то избежать. Всё, что доставляет ему радость и наслаждение — он к этому стремиться. Если этого нет — хочет обрести.

— Но в жизни всегда есть что-то, что доставляет ему страдания, горе, боль, фрустрацию, и т.д.

А. Есть всего два вектора. Только два.

— Значит, проблема возникает только тогда, когда ты не можешь получить искомое, или убежать от того, чего ты боишься.

А. На самом деле это даже не проблема, это — препятствие. Это означает, что ты в настоящий момент не знаешь, как это получить, либо как этого избежать.

— Т.е. я столкнулась с каким-то препятствием: допустим, мне надо то-то, я не знаю, как это делать. Хочу, но не могу. Остановилась. Значит, препятствие всегда упирается в какую-то причину, которая не позволяет двигаться.

А. На препятствия люди могут по разному реагировать. Иногда бывает так, что препятствие возникает, и ты тут же начинаешь что-то делать, искать решение, заметь, не к кому-то обращаешься, а сама ищешь, исследуешь, и находишь это решение, рано или поздно. Этот поиск может закончиться быстро, а может длится долго. Но иногда ты, почему-то, начинаешь верить, что не способна найти решение. И останавливаешься. Есть желаемое, и есть препятствие, которое кажется тебе непреодолимым. И вот эта ситуация называется —проблема.

— А, поняла: проблема — не тогда, когда есть препятствие, а тогда, когда мы верим в то, что мы ничего не можем сделать с этим.

А. Это называется «состояние, когда нет ресурсов». Но мы, в данном случае, говорим не о внешних ресурсах, этих ресурсов ни у кого не хватает. А о том, что ты вдруг веришь, что не можешь эти ресурсы добыть. И вот когда ты себе говоришь: я хочу то-то, но я не верю, что у меня когда-либо это будет — ВСЁ. Для тебя сразу пол-жизни закрывается. Вот это и становится проблемой, потому что ты начинаешь тут же немедленно страдать. Ты понимаешь: что-то, что ты очень сильно хочешь — никогда не получишь. Или что придёт какая-то плохая ситуация, и ты не сможешь этого избежать. И начинаешь этого ждать. И страдать. Вот — источник практически всех проблем.

— Страдание возникает не только в этих случаях.

А. Страдание возникает тогда, когда ты веришь, что не можешь получить то, что ты хочешь. Или веришь, что ты не можешь избежать чего-то негативного. Вот тебе и проблема. Так вот, эта логика возникает потому, что в конечном итоге, у тебя есть привычка в определенных ситуациях останавливаться. Т.е ты допускаешь для себя такую модель поведения, когда ты позволяешь себе сказать “я не могу, это не возможно” Т.е. в твоей вселенной существуют такие категории, что что-то невозможно.

— Да, это уже вопрос веры.

А. Если глубже посмотреть, то выясняется что внутри нас, на неких скрижалях записано: “Я верую, что это возможно. И раз так, я буду двигаться в этом направлении, даже если возникнут препятствия, я их преодолею».

— Но там написано и другое: «Я верую, что это невозможно».

А. Это потому, что я убедил себя в том, что это невозможно. Ни у кого, и никогда раньше не получалось. И поэтому, раз это невозможно, значит бессмысленно, значит, я туда не пойду. Вот тут — проблема. Т.е. обрати внимание, как мы перешли к категориям веры — не веры. Совокупность наших верований относительно того, что мы можем, а что мы не можем — это называется Картина Мира.

— На самом деле это — совокупность наших стереотипов относительно наших возможностей, и возможностей мира. Я знаю, например, что сквозь стены нельзя проходить, потому что никто не видел людей, которые проходили бы сквозь стены.

А. Потому что не видно, как они сквозь стены проходят. Поэтому мы не будем исследовать это. Мы не будем инвестировать в это деньги, потому что это же невозможно!

Но если взять и посмотреть развитие науки и техники, то вся эта история заключалась в том, что всегда находились какие-то люди, которые начинали искать в тех направлениях, в которых остальные считали, что это невозможно.

— .… И проходили сквозь стены. А какое отношение к этому имеет Мягкая Школа?

А. Теперь, какое к этому отношение имеет Мягкая Школа. Тебя ставят в какую-то дискомфортную ситуацию, загоняют туда, и говорят — “выходи из этой ситуации”, ты говоришь — «невозможно”. Тебе ещё усложняют условия, ты не веришь ещё больше. И тогда тебе показывают, что, оказывается, это легко и возможно. Оказывается, что это связано не с какими-то объективными представлениями о твоей биомеханике, а исключительно от твоих представлений в голове. И тебя в МШ заставляют выходить из таких ситуаций, которые до этого для тебя были невозможны. Раз за разом. В начале пути, обучаясь, ты из большинства ситуаций не знаешь как выйти, у тебя — коан, нет ни одной идеи….

— Это как?

А. Коан, это японская алогическая задача из Дзен. Сами упражнения, сама практика построена так, что у тебя нет выхода. Но ты знаешь, что невозможно не выйти из этой ситуации. И ты видела мастеров, и догадываешься, выход возможен. И это тебя уже начинает убеждать, потому что до этого ты искренне не верила.

— Т.е, мало того что это тупо стереотип в голове, это — простейший навык.

А. Ну конечно. И когда ты начинаешь заниматься, ситуации, в которые тебя погружают, они становятся всё более сложными. И вдруг на каком-то этапе ты начинаешь понимать, что допустимые внутри тебя границы — расширяются. Т.е. если ты считала до этого, что из большинства ситуаций невозможно выходить, то постепенно, с практикой ты начинаешь понимать, что почти из всех ситуаций можно выйти, если продолжать исследовать.

— Получается: если я сталкиваюсь с какой-то ситуацией, из которой, как мне кажется, нельзя выйти, я уже знаю, что это не есть объективная картинка. А это значит, что я еще просто не нашла решение?

А. Именно. Значит нельзя бросать. И ты начинаешь исследовать, МШ тебя этому учит. Она тебя учит никогда не бросать. Она учит: нет безвыходных ситуаций. Но она тебя учит на таком примитивном, понятном уровне, что у тебя нет шансов, ты не можешь это оспорить.

— Часто бывает, согласись, что, как только человеку начинаешь на уровне слова говорить о его возможностях, он тут же находит контраргументы, и доказывает обратное.

А. В Мягкой Школе никаких аргументов нет. Вот — бокен. Ну пойди, аргумент ему приведи, он тебе даст по черепу. И у тебя сразу появляется выбор: хочешь — учись уходить от удара, а хочешь получай по черепу еще раз. Ну больно, неприятно. Я, конечно, немножко утрирую.

— В этом смысле, преимущество в том, что МШ на самом простом языке говорит о самых важных вещах. Но не каждый готов понимать их.

А. Проще язык не бывает. Тут нет места для спекуляции. Тебе начинают выкручивать руку. Ты не можешь этим спекулировать, потому что если ты не пытаешься что-то сделать, тебе становится больно. Хочешь избежать этой боли, начинай крутиться, находи выходы. И когда выходишь — на второй, третий раз … на восьмой раз, ты понимаешь, что нет никакой боли, вообще нет никакой проблемы.

— Т.е. если мы упираемся, значит мы сами провоцируем проблему, боль, негатив. Если мы не упираемся, если мы следуем потоку, движемся, ищем — никакой проблемы нет.

А. Да. Никогда, ни в одной ситуации. Мягкая Школа, она погружает тебя в определенную учебную среду, которая учит не фрустрировать. Она учит тебя тому, что возможности беспредельны, если ты готова продолжать искать. И этот навык поиска, он тоже постепенно развивается. Потому что когда ты только начинаешь, ты ищешь решение долго. А когда накапливаешь опыт, с каждой тренировкой, ты начинаешь находить решения очень быстро.

— Таким образом, когда человек приходит со своей внешней проблемой на тренировку: на работе, в семье что-то там произошло, то занятие в МШ, как бы поправляет тебя, ставя в твое русло, возвращает тебя, и дает тебе решение.

А. Нет, нет. Это примитивный подход. Так ни одна система не работает, потому что человек приходит и говорит: “У меня проблема с тещей». Да не с тёщей у него проблема, у него проблема с коммуникацией. Понимаешь? То, что у него конфликт с тёщей, это просто тригер, индикатор. Он не умеет выстраивать отношения, т.е. он где-то клинит внутри себя, и это, на определенном уровне, вылезает как проблема с тёщей .

— Ну или с начальником.

А. Не важно. Теща, начальник. Это проблема с людьми. Поэтому МШ говорит: “Мы не будем решать твою проблему с начальником. Это не проблема, это — следствие. А причина в тебе, причина в том, что ты не умеешь коммуницировать с людьми. Поэтому у тебя проблема с начальником.”

— А что Мягкая Школа поможет научиться коммуницировать?

А. Конечно. Потому что это основное упражнение в Мягкой Школе — сплошная коммуникация.

— Как это?

А. Очень просто. Ты меня удивляешь, не новичок уже. Когда тебя давят — не проявляй жесткости, уходи от давления, оставаясь в контакте. Это — основные, базовые вещи, связанные с искусством коммуникации. Просто на другом языке! Всё — то же самое. Что такое коммуникация? Коммуникация это умение слушать, правильно, умение выстраивать отношения, в конечном итоге, смысл коммуникаций, знаешь в чём? В умении сотрудничать и договариваться, находить взаимоприемлемые компромиссы.

— Ну, хорошо. Если в жизни человек испытывает боль от какой-то коммуникации, от конкретного человека или ситуации, то как эту боль он может загасить?

А. Эта боль является следствием того, что он не умеет коммуницировать правильно с этим типом человека. Ну представь, на физическом плане: ты ощущаешь удар, поэтому тебе больно. То есть, тебя начальник начинает ругать, а ты не знаешь, как на это реагировать. Что с тобой происходит? Ты сразу закрепощаешься, начинаешь испытывать чувство вины и злости одновременно, у тебя стресс . Потому что внутри у тебя некоторые моменты не проработаны. Когда на тебя начальник ругается, что ты испытываешь в первую очередь?

— У меня так давно не было начальников, что трудно представить реакцию.

А. А ты промоделируй.

— Зажатость?

А. Зажатость это не эмоция. Эмоции какие?

— Гнев.

А. Еще какие?

— Страх.

А. Правильно. Гнев и страх. Тогда возникает вопрос: “А ты боишься ЧЕГО?”

— Увольнения, наверное.

А. Увольнения. Лишения. Т.е. проблема заключается в том, что у тебя страх есть. А гнев это — порожденная эмоция, компенсаторная. Это — выживательный рефлекс. Ключевая проблема заключается в том, что ты боишься увольнения. А почему ты боишься увольнения?

— Ну, это изменит мою жизнь, сделает её менее комфортной. Лишение коммуникаций. Отсутствие денег.

А. Отсутствие денег. Но деньги откуда возникают?

— Зарплата.

А. Зарплата откуда возникает?

— От работы.

А. Ок. Это значит, тебя уволили, а ты через день устроилась на другую работу. В чём проблема?

— Ну, у меня есть привязанности к этому месту, к этому коллективу, к этой работе, к этому делу, которым я занимаюсь.

А. Ты можешь этим делом заниматься в другом месте. И там может быть не менее интересное дело, не менее хороший коллектив.

— Но пока на тот момент я еще не знаю этого.

А. Ты не понимаешь. Ты боишься, что ты не сможешь быстро найти работу. Ты считаешь, что то, что тебя взяли на работу, тебе оказали милость, благодеяние. Понимаешь? Потому что ты себя считаешь рабом, от которого ничего не зависит. Ты приходишь на карачках, приползаешь к работодателю: “Возьмите меня пожалуйста”. И он оказывает тебе милость. Вот в чём проблема. А она возникает потому, что ты не понимаешь как работает рынок работадателей, как происходит поиск работы, как важна продажа себя. Просто эта ситуация показывает, более глубокие вещи. Это один уровень. А второй уровень заключается в том, что ты не умеешь общаться правильно. Но если тебе снять твои страхи, плюс показать как можно общаться, то совершенно по-другому начальник с тобой будет разговаривать. Это легко делается.

— Но все равно не понятно, как МШ может помочь в поиске работы…

А. Мягкая Школа не помогает в поисках работы.

Мягкая школа помогает в том, чтобы тебе перестать быть рабом и идиотом. Мягкая школа это — не для рабов система. Рабы пусть занимаются йогой и фитнесом. Потому что рабы хотят стабильности, они хотят, чтобы всё было шито-крыто, главное чтобы начальник не ругался и чтобы вовремя платили денежки. Вот чего хотят рабы. Мягкая школа это — для творческих людей, которые не боятся, что их уволят, у которых совершенно другая проблема, и другая система ценностей. Они хотят больше творить, они ставят более амбициозные цели. Мягкая школа это инструмент который из человека делает Бога. Но сначала из раба надо сделать человека.

— Т.е. сначала надо походить на фитнес и йогу, а потом прийти в Мягкую Школу?

А. Эти вещи не противоположны.

— А можно ходить одновременно и туда и туда.

А. Дело заключается в том, что любая система, она же не является универсальной. Любая система даёт что-то, что нужно конкретному человеку. Т.е. есть люди, которым Мягкая Школа не нужна, не показана, им нужно что-то другое. Потому что МШ развивает инициативность, креативность, она развивает способность не пасовать, не останавливаться, решать любую ситуацию в жизни, любую. Потому что так происходит моделирование. То, что происходит в упражнениях МШ — моделирование всех основных конфликтных ситуаций. Потому что мы на конфликтах развиваемсяМы развиваемся только тогда, когда оказываемся в зоне дискомфорта. Что такое решить конфликт? Это значит конфликт преобразовать в сотрудничество. Большая часть людей не способны, они лучше будут терпеть, жить в конфликте. У них такая сделка происходит. Типа : “Я готов чтобы начальник имел меня везде, но пусть только мне зарплату платит”. Вот кредо большинства людей. “Я готов, чтобы мне говорили — что делать, потому что мне слишком лень самому говорить себе, что делать.” Понимаешь? Это два разных мира. Один — это мир рабов.

Раб это не значит что он глупый, это значит что он принял определенные правила игры. Он может быть очень умный человек, но он принял такие правила игры, где он раб.

— Раб это тот, кто не берёт на себя ответственность? …

А. Да, его кредо: Я не беру на себя ответственность ради чего жить, в поиске своего смысла жизни, в кормлении своей семьи, я эту ответственность отношу работодателю, у нас возникает сделка. Работодатель за меня решает сколько мне зарабатывать, ради чего жить, к чему стремиться, с кем общаться. Т.е. работодатель, это тот, кто регламентирует мою жизнь. Эта та ценность, которую он дает. И пусть даст мне немножко денежек, чтобы я не помер с голода, мог кормить свою семью, и раз в год мог съездить в отпуск. Вот что дает мне работодатель. А я в отместку, ну в смысле, в этой сделке , исполняю всё, что мне говорит работодатель — любой приказ, любые требования. Вот это общественный договор раба.

Предприниматель, или человек более активный, он говорит: «Нет, я хочу взять ответственность на себя, я хочу сам определять зачем я живу, я хочу сам определять, где я живу, как я живу, с кем общаюсь, куда еду отдыхать, с кем трахаюсь. Я хочу сам определять и сам зарабатывать деньги. Хочу не иметь никаких ограничений, ни в чём, потому что я пришел на эту планету не быть рабом, а как-то расти, учиться. Мне это интересно.” Вот что хочет другой тип человека. “Но при этом я понимаю, что мне не хватает креативности, и меня такие же страхи обуревают, сопли жую и т.д. Я хочу большего, но всё равно я боюсь”. Страхи остаются.

Тогда я говорю:”Иди в Мягкую Школу , мы из тебя сделаем тут Бога.”

Скажу больше — я не хожу на тренировки, или очень редко. Мне моё увлечение авиацией оставило автограф на всю жизнь, и потому, не допускаю по отношению к себе никакого физического воздействия. А там надо постоянно быть в паре с разными людьми, чаще с мужчинами, а они не всегда так мягки как муж, и часто видят во мне партнера по спарингу. Или хотят продемонстрировать альфа-самца. Но если занимаюсь дома с Лешей, то

физически чувствую, как выдавливаю из себя раба. Как больно проходить сквозь щель оставленной возможности, как страшно сломаться, как жалко себя. Но только преодоление делает меня сильнее, и собирает в пучок для новой цели.

Так было всегда.

Прокрутить вверх