Путь знания не оставляет выбора Ч. 1 — 5:58 минут чтения

Мир стремительно меняется. В жизнь сразу нескольких поколений ворвались современные технологии, формируется новая реальность, меняется картина мира. Невозможное стало обыденным. Возникают новые знания, теории, техники контроля своей личности и отслеживания эмоций.

В связи с этим появляется необходимость в носителях новых знаний,  так называемых сталкерах, или проводниках, или преследователях силы, тех кто видит путь, кто способен вести сквозь миры, в новую действительность.  Кто способен открывать врата, не в смысле дверь, а врата в нашем сознании. Отчасти такой проводник равноценен ментору.

Наши беседы с Алексеем всегда скатываются в эту тему. И каждый раз, говоря о менторинге, мы так или иначе касаемся понятия предназначения учителя, обсуждаем пути доставки знаний, способы восприимчивости менти, качества усвоения потока.

Дон Хуан, герой книг К. Кастанеды (а я рассматриваю его, как пример настоящего ментора), говорил, что знание имеет устрашающую природу. Иногда меня смущают резкость его формулировок, излишняя категоричность, безапелляционность. Но из-за этого хочется еще глубже понять, а что за ними стоит? И потому с вопросами я обращаюсь к Алексею. 

Знание имеет устрашающую природу

Т. А что это означает:  «знание имеет устрашающую природу»? Вот ты, например, даёшь людям знания, делишься ценной, и я надеюсь, полезной информацией, которая должна помочь тем, кто обращается к тебе за этим. То есть ты даёшь благо. Тогда почему  Дон Хуан  говорит об устрашающей природе знаний. Это что — ответственность за то, что ты даёшь?

А. Это означает, что когда человек получает реальные знания, его жизнь начинает меняться. Его способ действия и восприятие начинают меняться. Это происходит непреднамеренно, такова природа знаний, она меняет его. Потому что,

если человек что-то слышит, видит, читает, или ему кто-то что-то важное, а порой и сакральное сообщает, но в его жизни никаких изменений не происходит – это не знания. Либо это может быть знанием, но в данный момент человек глух к этому знанию.

Т. Именно потому что с ним ничего не происходит?

А. Да. Когда в жизнь человека проникают знания, они меняют его поведение, и он  начинает  попадать в те ситуации, которые раньше не испытывал. А эти ситуации, по большей части, начинают содержать в себе риски, с которыми он не сталкивался.

Мир вдруг становится пронизан большим количеством дверей и путей, о которых он раньше не подозревал.

Возрастает количество возможностей, и одновременно увеличивается количество опасностей. Самого разного рода.

Вот почему Дон Хуан говорит о том, что знания имеет устрашающую природу.

Встав на путь знания, человек постепенно осознает, что обычная жизнь для него навсегда осталась позади, что знание — страшная вещь, и средства обычного мира уже не могут его защитить. Поэтому, чтобы уцелеть, нужно жить по-новому. И первое, что необходимо сделать на этом пути, — захотеть стать воином. Важное решение и важный шаг. Путь знания не оставляет выбора — идти по нему может только воин.  Кастанеда

Т. А как это высказывание применимо к сегодняшнему дню? Что значит быть воином? И как это соотносится с понятием «знание»?

А. Человек, желая того или нет, попадает в ситуацию, когда он должен уметь действовать в этом новом мире. Поэтому Дон Хуан и говорит, что стать воином – это не желание, а необходимость. Потому что это — единственное условие выживания. 

Т. То есть воин — это не смысле воинственность, а духовное психическое состояние? Но он также говорит, что «стать воином нужно только потому что ты не видишь, если бы ты видел, то тебе не нужно было бы становиться воином». Как понять?

А. Видение — это способ проникновения в суть вещей, это — просто инструмент, который даёт больше возможностей. Стать воином – это уметь правильно взаимоотноситься с миром. Это всё равно, что идти по лесу, будучи слепым.  Когда видишь — легче идти. Просто отсутствие способности видения приводит к тому, что у тебя очень много рисков, и ты должен уметь правильно на них реагировать, иногда очень быстро, иногда их предвидеть. Т.е. ты должен быть другим для того, чтобы двигаться в лесу более-менее безопасно. Лес – это метафора знания. Как только мы начинаем что-то постигать, нам открываются другие двери, и вдруг оказывается, что мы в опасном лесу, а до этого мы были в какой-то теплой, комфортной атмосфере. Поэтому и надо быть воином.

Быть воином в переводе на простой язык – это обладать определенным набором навыков и личностных качеств для того, чтобы иметь возможность адекватно существовать в этой новой реальности и принимать эти новые вызовы.

Т. Значит, два момента: первый  – знания открывают новые опасности. Второй момент – чтобы адекватно с этим жить, надо становиться воином.

А. Три. Третий, очень важный момент: для того, чтобы стать воином – необходимо правильное отношение к собственной смерти.

Т. Как самурай?  Для которого «Путь воина» и «смерть» абсолютно равноценны, и который с самого детства учится многократно переживать опыт смерти.

А. Да, совершенно верно. Почему? Потому что смерть даёт нам как бы высшую ставку, и наша жизнь зависит от того, как мы к смерти относимся.

Инициация. Вспомни, мы много об этом говорили. Здесь происходит водораздел: либо человек воспринимает смерть личностно: «ой, я умру», т.е. для него это становится источником паники, фиксации. Либо он может перейти этот уровень и воспринимать смерть как некий фактор, который постоянно рядом. И когда он начинает понимать, что смерть постоянно рядом, он правильно действует. Потому что понимает, что всё может случиться в любую секунду. Никогда нет ситуаций, которые можно  игнорировать. Никогда нет ситуаций, которые могут показаться неважными. Надо всегда действовать правильно. А для того, чтобы совершить этот переход, нужно сделать то, о чем в Дон Хуан говорит — отрешиться.

Это значит ты фактически должен быть ни с чем не связан, ничем не обременен. Потому что

когда человек выходит на битву и у него есть злость, агрессия, или страх, то это сковывает его. Он не может действовать эффективно, и это множит риски.

И здесь мы приходим к очень важному выводу: для того, чтобы начать двигаться по этому пути, человек внутри должен принять решение. Заметь, слово отрешиться и решение имеет один корень. Это очень серьезный внутренний обет. А этот обет возможно дать только тогда, когда внутри есть мотивация. И через это мы возвращаемся к понятию знание. Мы задаем себе вопрос «Что есть знание такое? Почему мы его так алчем? Почему так ищем?» Несмотря на то, что оно может быть опасно. Несмотря на то, что оно заставляет  полностью меняться нас. Несмотря на то, что нам надо полностью изменить свою личность, стать воином. Несмотря на то, что нам надо принять смерть. Несмотря на то, что  нам надо полностью отрешиться.

Возникает вопрос «Почему мы платим такую цену? Что нас заставляет платить такую высокую цену?». Очень существенный, важный вопрос. И ответ даёт не только Дон Хуан, его можно найти и в буддизме, и в христианстве, где угодно.  Пока ты не обладаешь истинным знанием, то ты есть раб. Ты — никто…

Т. Ты в Матрице.

А. Да. Т.е. знание в конечном итоге – это путь к просветлению, но другого уровня. И это просветление даёт очень много, оно даёт ресурсы, шансы, силу, волю. А главное — даёт возможность достигать всего.

Эпизод фильма А-Т Крол  «Апостолы нового порядка»

Продолжение здесь:

Автор Татьяна Крол

Другие статьи из цикла Беседы и Толкования:

Прокрутить вверх