Ученичество болезненно, и путь познания тяжёл — 6:19 минут чтения

И снова Дон Хуан. Это не значит, что мы читаем и слушаем одного только Кастанеду, и тем более не значит, что слепо во всём соглашаемся и внемлем каждому его слову. Нет. Он вызывает много споров и толкований. Но так сложилось, что именно его книги порождают у нас такое количество бесед, которые так или иначе касаются того, чем занимаемся, что является главным в нашей жизни — это тема ученичества, роль учителя, трансформация человека посредством полученных знаний, смысл жизни и выбор пути.

А. Ученичество — оно болезненно. И путь познания — он тяжел. Для ученика. А для учителя тоже существует очень серьезная проблема — каким образом увлечь человека, как минимум, не бросать, как максимум — делать.

Т. То есть получается, что знания должны стать неким магнитом? Человек должен захотеть их получить. Он идет за какими-то обещаниями. Становится алчущим. Значит, учитель должен сформулировать эти обещания. Тогда что?  В таком случае, действует алчность?

А. Да. Но есть второй способ, когда ты не оставляешь человеку выбора, говоря: «ты должен научиться, иначе тебе будет плохо». Т.е человеком управляет два мотива. Он хочет обрести что-то хорошее для себя, и избежать чего-то плохого.

Т. Соответственно, чтобы  человека втянуть в обучение используются вот эти две ловушки: либо алчность, либо страх. Помнишь,  Дон Хуан говорит об этом: «то что ты будешь бояться — это нормально, но не думай о страхе, думай о возможностях».

А. Это, кстати, очень характерно для инвесторов. Ты, с одной  стороны испытываешь страх потерять деньги, но ты держишь  в голове мысль о  прибылях и возможностях. И соответственно, когда твои мысли о прибыли, о возможностях перевешивают твой страх, ты инвестируешь, ты совершаешь действие.

Действие возможно только тогда, когда мотивация к действию выше чем мотивация к бездействию.

Это один подход.

Второй подход, да,  заключается на страхе. Это про свечку под задницей. Когда ты создаёшь такие условия, что у человека нет выбора, кроме как действовать. Но вовсе не обязательно эти условия создавать объективно, достаточно их создать в его сознании. Когда человек верит что, если  не будет действия, он получит какой-то дикий трабл, тогда он начинает шевелиться. По этому принципу работает налоговая, юристы, врачи. 

Т.  Под действием подразумевается что ты им платишь, или исполняешь какие-то предписания. Да?

А. Более того, что характерно — платишь всегда. Предписания не всегда исполняются, но платишь всегда.

Т. Платишь не всегда деньгами, имеется в виду?

А. Какая разница, ну, в т.ч. и деньгами. Как они это делают? Они тебя пугают. Они тебе объясняют, что если ты не будешь действовать, то тебя ожидают вот такие-то вещи, страшные, ужасные. Ты говоришь: «нет, я не хочу». Они говорят: «Поэтому действуй».

Т. А действие подразумевает, что ты должен знать как надо действовать?  А если не знаешь, то либо нанять кого-то (как консультанта), либо найти кого-то (как преподавателя, тренера). И он тебя либо обучит, либо за тебя сделает, либо покажет путь. Каждый раз, когда ты снижаешь мотивацию. Правильно?

А. Дело в том,

что сильная мотивация как сжатый кулак, она требует напряжения. Напряжение требует ресурсов. Ресурсы кончаются. Кулак разжимается. То же самое, если тебя всё время пугать, ты привыкаешь к страху, и перестаёшь действовать.

Вспомни, когда нам афганцы в интервью рассказывали: сначала они очень сильно боялись, потому что там мины, растяжки, смерть, но через полгода  к этому привыкаешь, это становится реальностью, потому что мозг перестраивается.

Поэтому надо всё время выдумывать какие-то новые мотивационные штуки, для того чтобы человека заставлять действовать, иначе не будет результата.

Т. Это как бы подкрепление для мозга, он так работает. Но подкрепление может быть положительным, а может отрицательным. Страх либо алчность.

А. Это подкрепление является эффективным ровно до того момента, пока в мозгу  определенные наши нервные пути не перестроятся. Это не станет частью нашей реальности, потому что так работает нейропластичность. И как только это стало частью реальности, то всякие эти гормоны, серотонины, допомины, и пр, перестают выделяться в том объеме, в которой выделялись.

Т. Перестают выделяться, потому что у тебя нет таких эмоций, нет мотивации, и потому ты не действуешь. 

А. Раздел, который сейчас называется нейроэкономика  изучает все эти мотивационные штучки в контексте нейрофизиологии, где есть определенный корелянт. Поэтому в сухом остатке, если вернуться к Кастанеде,  получается так, что дон Хуан не мог предложить никакой существенной выгоды своему ученику. Потому что, если ты помнишь, он говорил: «не надо тебе травы дьявола, потому что она предназначена для силы». Почему? Потому что раньше люди искали силу. Потому что сила в их системе координат, в их картине мира была ценностью. Сила — это было нечто конкретное, то что давало конкретному человеку какие-то возможности, физическую силу, сексуальную, крепость, энергию в битве. Это можно было конвертировать в какие-то значимые бенефиты, значимые ценности, социальные. Поэтому, он говорил что в старые времена силу искали, и это была валюта. Но жизнь изменилась, никому качёк не нужен сейчас, кроме как на подиуме, или на дверях. Поэтому силу сейчас перестали искать. А что начинают искать? Сейчас.

Т. Знания?

А. Знания, совершенно верно. Мудрость. Т.е. понимание, как правильно жить , как правильно действовать. В переводе на прагматичный язык — как достигать определенного типа результат. Знание не только о том, как что-то делать хорошо, но и как избегать атак, нападений. Потому что в конкурентном поле. Потому что все алчут не просто знаний, все хотят занять лидирующую позицию на этом рынке. Знания становятся инструментом.

Т. И поэтому дон Хуан не мог затянуть Кастанеду в обучение, предлагая ему какие-то  выгоды, потому что этих выгод не было в картине мира Кастанеды?

А. Но он заставил его поверить в наличие магической реальности, и в наличие угрозы. А  угроза — она иррациональна. Ты можешь быть атеистом, но когда тебе говорят: «ты умрешь, на тебя порчу навели», каким бы человек атеистом не был, у него всегда червячок сомнения, страх его разъедает.

Т. Это — как страховая компания. Мы не знаем прогнозов, это вероятностная история, но мы платим страховой компании, потому что так мы успокаиваем себя. Страховку не заплатили — ничего вроде не происходит, но мы начинаем чувствовать себя тревожно, мы платим за то, чтобы снизить уровень тревожности.

А. Да. Страховая компания тебя пугает. То же самое и дон Хуан — напугал его, повысил уровень тревожности. И Кастанеда начал платить за снижение этого уровня тревожности действиями, то что и хотел от него учитель. 

Т. Ну разумеется, учитель драматизировал всю эту историю.

А. В том-то и смысл, что дон Хуан драматизировал, он  создавал такую мистификацию, точнее, мы не можем знать мистификация это или нет, но он создавал определенную картину мира у Кастанеды. Как это происходило? Схема была стандартная. Учитель давал  своему ученику какой-то психотропный препарат, тот имел определенный опыт, потом он его рассказывал учителю. Дон Хуан интерпретировал ощущения Кастанеды, при этом затягивая его всё глубже и глубже. Так делали все жрецы, шаманы, попы. Этому трюку столько, сколько человек существует.

Т. Да, вспомни, в первой книге сколько было недосказанностей? А недосказанность согласно законам драматургии создает интригу. 

А. Зачем нужна интрига? В чем смысл интриги? Интрига — это инструмент. Какую цель этот инструмент преследует?…

Т. Чтобы не отпускал.

А. Совершенно верно. Заставить человека продолжать быть вовлеченным в действие. Если ты зритель — заставить продолжать смотреть, платить не уходить с концерта, из кинотеатра, и т.д. Интрига нас держит. Интрига, с точки зрения любопытства, с точки зрения выгоды, с точки зрения угрозы.

Т. Ага, хороша интрига. Идешь по тропе и рядом что-то шумит. И звук похож на гремучку.

А. Нет. Это когда возникает неявная угроза. Неявность  подразумевает, что есть тревожность, мы хотим понять что происходит — представляет ли это угрозу. Потому что угроза создает страх, фрустрацию, а мы не хотим страдать. Ведь тревожность — это страдание? Мы хотим это страдание уменьшить. Как? Получив больше информации. Как её получить? Учиться. Учиться совершать действия. Совершил — больше информации, меньше боли.

Продолжение следует.

Начало здесь:

Прокрутить вверх