Так кто такой продюсер и в чём его отличие? — 6:18 минут чтения

Пообщались сейчас с одним предпринимателем, и он задал вопрос, который задают многие, и на который полезно периодически отвечать. Не думаю, что скажу что-то особенно новое, но я постараюсь акцентировать самое важное. И буду говорить максимально просто.

Вопрос этот такой — что такое продюсер? Что он может, в чём его сущностные компетенции? Чем продюсер отличается от предпринимателя или бизнесмена?

Есть то, что можно назвать профессией продюсер и есть то, что называется продюсеризм — как экономическая концепция. Первая весьма узко относится к отрасли кино, театра, шоу бизнеса и развлечения, второе дает намек на более широкое толкование. Давайте освободим это понятие от отраслевой специфики и выделим главные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается продюсер, но сначала  немного метафизических определений. Уж извините за пафос.

Продюсер это тот, кто ближе всего отражает ключевое качество настоящего создателя — продюсер способен реализовывать идеи, т.е. он способен превращать идеи, категории исключительно ментальные в реальные обстоятельства, объекты, человеческую деятельность в настоящей жизни. Вот если кто-то способен на входе получить идею, а на выходе дать реальность — это продюсер, и он более всего подобен Богу создателю. Кстати, не все Боги способны создавать новые сущности. Ключевое понятие здесь новые сущности, т.е. то, чего не было еще в реальности.

Небольшое отступление:

Создание реальности с определенной точки зрения можно представить как рост фрактала. С одной стороны это повторение известного паттерна, а с другой стороны на каждой итерации всегда что-то немного новое. Это идея органического роста, и для его поддержки не нужен продюсер — с этим может справиться менеджер, да и вообще тот, кто понимает идею масштабирования. Масштабирование это как рост раковой клетки, воспроизводство себя за счет трансформации/вербовки окружения. Раковая клетка заменяет многообразие вокруг воспроизводством единой структуры. Тоже самое рост вируса. Тоже самое масштабирование бизнеса или вообще какого-то явления. Это случай, когда 1 +1 всегда будет давать 2. Ну при эффектах масштаба этот мультипликатор может в период интенсивного роста превращать арифметическую прогрессию в геометрическую, но на ограниченное время, о чем прекрасно высказался господин Уоррен Баффет в своем крайнем послании. Если хотите — найдите и прочитайте. Кстати сказать, поголовье венчурных инвесторов обычно и пытается ловить тот самый короткий промежуток времени, когда мультипликатор роста из слагаемого превращается в множитель, или даже в степень. На этом  построены все секретные стратегии венчурных людей.

Но иногда возникает новое.

Это когда несколько морфологически мало связанных сущностей вдруг связываются на более высоком уровне — происходит слияние контекстов и создание более сложной, новой структуры с новыми качествами, большими, чем набор свойств исходных элементов. Это идея катастрофы, в метафорическом, в Пригожинском смысле, когда из хаоса возникает порядок.

Этот процесс, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, не возникает сам по себе. Для его инициации нужна сущность с более активными когнитивными валентностями. По русски — это очень любопытный человек с одной стороны, и при этом не погруженный слишком глубоко в какой-то предмет с другой стороны. Такой немного дилетант, но очень широкого профиля. И он своим любопытством дотягивается до того, до чего простые смертные не дотягиваются, потому что у них нет такого любопытства (от переизбытка страха и неспособности принимать риски). Кстати, в какой-то степени отдаленно этот архетип описан в известной статье про муравьев. Я имею в виду разведчика. Но кроме его способности улавливать движения отдаленных контекстов, он способен их связывать. Именно поэтому на это не способен профильный специалист, ибо его квалификация и привязанность к опыту делает его слишком ригидным. Он может узнать что-то новое, но не способен связать это в новую сущность. Потому что связи как таковой не происходит, происходит, как я уже говорил — слияние контекстов и создание более сложной, новой структуры с новыми качествами, большими, чем набор свойств исходных элементов. Это идея катастрофы, в метафорическом смысле, в Пригожинском, когда из хаоса возникает порядок. Так вот на выходе получается концепт достаточно непротиворечивый, такой, что данный концепт из невербальной сферы способен (естественно, с существенными ограничениями) переползти на вербальный уровень. А раз так, то об этом можно рассказать всем остальным погонщикам тлей.

Т.е. здесь проявляется 4 сущностных качества продюсера:

  • способность улавливать далекие контексты, ибо без этого не возникнет предпосылки для создания новой сущности более высокого порядка…
  • способность связывать их в новую сущность с новыми качествами, ибо без этого не родиться новая сущность более высокого порядка…
  • способность выводить это в простую форму, ибо без этого невозможно ввести идею из ментального плана в план коммуникаций и создать обсуждаемую повестку….
  • соответственно способность через доступные коммуникации перепрограммировать погонщиков тлей, ну или ангелов-демиургов (они в сущности простые конкретные ребята — ну там создал гору, убрал гору, отодвинул море, затопил, сверг на землю небесный огонь, создал оазис средь песков — фантазии то никакой). Ибо без этого невозможно заставить течь силы и ресурсы низшего уровня —  типа деятельность людей, деньги, основные фонды и прочая мелочевка — что там на стройке реальности  надо.

Перевод на русский:

Продюсер это тот, кто: …

  • 1) способен найти, привлечь, разглядеть и развить идею
  • 2) сформулировать ее в доступной для обычных людей форме
  • 3) донести ее до людей и добиться понимания и через это…
  • 4) мотивировать людей на совершение различных действий с целью реализации этой идеи.

Найти идею, развить и сформулировать ее в понятной и вдохновляющей форме, донести ее до людей и тем самым вовлечь их в деятельность, т.е. чтобы они из состояния перманентной прострации перешли в состояние действия (идея это триггер, переключающий биороботов на другой тип деятельности). Как только люди начали действовать — работать, что-то делать, рекомендовать, предоставлять услуги, давать деньги и т.п. — ресурсы начинают течь и идея наполняется реальностью. Как происходит перепрограммирование? Ну как обычно через сделку —  выгоды в будущем обмениваются на действия в настоящем.

Задайте себе вопрос — а сколько я могу произвести будущего по сравнению с вашими активами в настоящем?

Правильный ответ в том, что будущее всегда бесконечно, а активы в настоящем всегда конечны. Так у кого больше ресурсов? У Вас или у меня? Я плачу видением, а Вы платите твердой валютой. Именно поэтому продюсер способен создавать что-то из ничего.

Чем продюсер отличается от предпринимателя? Предприниматель это тот, кто решает проблемы. Он встречает препятствие, видит возможность, у него возникает идея эту возможность реализовать, и он это делает. В целом он, подчас, также проходит похожие стадии, но с одним исключением — способность предпринимателя создавать нечто действительно новое и прорывное существенно меньше, и взгляд его чаще направлен на решение СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ, а не создание новых сущностей. Именно поэтому предприниматели значительно успешней продюсеров, потому что они решают более тривиальные и менее рискованные задачи. Именно поэтому так характерно сложилось, что исторически продюсеры связаны с кино, потому что каждый новый сценарий, особенно культовый — это прорыв. Почему? Потому что хорошее кино не показывает зрителю старую вселенную, а показывает новую. Но уж если продюсер накопал что-то действительно новое и оно прошло, то всем мало не кажется. Пример — ну уже множество раз перевернувшийся в гробу Стив Джобс.

Многие из Вас скажут — да, дескать, тоже мне бином Ньютона — да я в этих идеях, как в сору роюсь. Я рад за Вас, но есть ключевой момент — продюсер способен реализовывать идеи. Если Вы НЕ СПОСОБНЫ реализовывать идеи, то Вы мечтатель, творческий человек, ученый — кто угодно, но ничего не можете, кроме как изрекать. А соответственно если все, что Вы можете производить только слова, то цена Вам будет невелика. Даже писателю нужен издатель, артисту и спикеру продюсер — тот, кто может разглядеть талант, рассказать об этом людям, привлечь их и заставить течь ресурсы, т.е. платить. Продюсер тот, кто способен совместить Богово и Кесарево.

Так вот отвечаю на вопрос давешнего предпринимателя:

1. Я продюсер и, видимо, именно это налагает отпечаток на все мои образовательные проекты. Т.е. я могу делать то, что описано.

2. Я могу помогать другим это делать, если у них есть понимание и потребность. В Голливуде это называется креативный продюсер или просто продюсер.

3. Я могу обучать других становиться продюсерами.

В совсем простых терминах — я в том числе тот, кто понятно рассказывает продакт-менеджеру чего надо. Именно поэтому меня всегда СНАЧАЛА интересует вопрос ЧТО, а потом КАК. Дефицит таких как я является главной проблемой всей современной науки, особенно русской.

Прокрутить вверх