Когда речь идет о трансцендентных тупиках, мы не можем искать методику гарантированного решения. Всё, что мы можем и должны — это находить способ, как гарантированно не останавливаться в поисках выхода. Выхода из тупиковой ситуации, из собственных ограничений.
Это — Лабиринт. Лабиринт — это архетипический, сакральный символ. Он символизирует нашу жизнь. И если Вы смотрите на Лабиринт сверху, то находите одну странную закономерность. Кроме бесконечных ветвящихся коридоров там можно обнаружить много слепых комнат, в которых нет ни входов, ни выходов — это просто каменные мешки.
Это и есть трансцендентные тупики
Их зловредность в том, что они невидимы. И мы понимаем, что оказались там непредугадано — мы шли-шли по коридору, и вдруг перед нами стена. И когда повернули обратно, то снова увидели стену, и нашли себя в каменном мешке. Невозможно создать единый метод выхода из такого тупика. Потому что этот метод индивидуальный. Всегда. То, что сработало один раз для Вас, возможно, не сработает больше никогда. Ни для Вас, ни для другого. Но можно создать метод поиска выхода, который позволяет находить этот новый выход, как бы он не выглядел.
Когда цели нет, её трудно найти. Когда путь неясен и рискован, когда возникают те самые тупики, а мотивация летит к черту, ты полон сомнений и соплей. Когда тебе не 25, и даже не 35, и даже не 45 лет, а на тебе ещё куча обязательств. И ВРЕМЯ ДАВИТ, и часы тикают… Это задача совершенно иного плана — ровно то, на чём я специализировался последние 25 лет своей жизни. Когда я говорю «специализировался», это надо понимать так, что моя карьера постоянно заставляла меня иметь дело с разными подобными ситуациями. Откуда выплывают мои инсайты? Я всё время ходил странными путями. Читать было труднее, чем думать. Думать — просто. Читать трудно, надо пытаться понять чужие идеи, они могут не соответствовать собственным воззрениям. Когда только думаешь, всё сходится. Всё — просто. Но есть минус в том, что в 99% случаев изобретаешь велосипед. Но иногда, в оставшемся одном проценте, заходишь в очень странные места, куда никто не забирался. Очень легко найти такие места, о них нет статей в энциклопедиях. И серьезные люди не пишут серьезные книжки об этом, потому что это маргинально. К счастью, в жизни нет маргинального и основного. Всегда наступает момент, когда мы закрываем последнюю страницу последней книги, а вопрос остаётся и мы оглядываемся вокруг, а нет никого, у кого можно спросить… Мы бежим к советникам и консультантам, к коучам, но они бегут от нас, как от чумных… Почему?
Коуч может выбрать с кем работать, а с кем не работать. И многие коучи предпочитают оценивать клиентов с точки зрения потенциальной успешности. Им в портфель нужны успехи, которыми можно гордиться, а зачем им трудные случаи, которые выходят за рамки 30 минут в неделю, да ещё и с рисками?
А от себя мы отказаться не можем. Это наша жизнь и наши задницы. И только нам из них выбираться. И если все коучи отказались от нас, то мы не можем отказаться от себя. А таких людей с проблемами — большинство. И вся эта технология коучинга на этом этапе совершенно иная, она больше напоминает lean-стартап.
Смысл коучинга — задавать вопросы. Это ограниченное понимание. И я не разделяю целиком эту концепцию, потому что люди приходят не за вопросами, а за ответами.Но, тем не менее, да, вопросы очень важны, они дают направление. И основа метода не в тренерской работе, а в сократовской майевтике. К Сократу приходили люди с разными проблемами, они не знали, что делать по жизни. Но еще хуже было, когда люди были преисполнены ложных представлений.
Если человек управляет только своей жизнью, то это его проблемы. Но если человек управляет жизнью многих — он руководитель компании, предприятия, страны, тогда то, что находится в его голове, становится общей проблемой. Невозможно сказать человеку, что он мудак, что он ошибается, что он в плену вредных предубеждений. Если бы он это понимал, то начал бы меняться, но он этого не понимает, поэтому ведёт себя так, как ведёт. И тогда ему можно задавать вопросы, которые заставляют его думать, вопросы, которые он не решался задавать себе. И он начинает искать ответы. Так работает обычный коучинг, но так не работает жизнь.
Проблема в том, что если у Вас в мозгах какой-то дурной стереотип, который Вы к тому же не осознаете, то какие бы вопросы Вы сами себе не задавали, Ваша мысль всегда будет ходить по одному и тому же кругу. Роковому кругу. Это ловушка, и сильная. Как говаривали дзен-буддисты: «Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет». Это означает, что мы попадаем в ситуацию, когда нужно что-то внешнее, чтобы оно выбило нас из привычной колеи, из привычного состояния. Когда мы пребываем в привычном состоянии, мы способны продуцировать привычные решения и совершать привычные действия. Чтобы найти новые пути, нам необходимо покинуть это привычное состояние, которое мы называем нашей Личностью.
Иногда правильные вопросы помогают. Иногда — нет. А что помогает? Разные странные поступки. Разные странные действия. Эти действия не имеют привычных нам целей в привычной социальной системе координат. Эти действия имеют только одну цель — позволить нам выйти за пределы собственной Личности, чтобы получить возможность видеть невидимое.
То, что мы видим — ключевой момент. Научиться не просто смотреть, а видеть, — не простая задача. Это не про то, чем мы смотрим, это про то, что смотрит. И, честно говоря, это не тривиальная задача. Это примерно как если Вам предлагают начать ходить сквозь стены. Ходить сквозь стены трудная, но выполнимая задача. Сначала Вы не понимаете, потом начинаете пробивать стены (почему-то всегда лбом), постепенно ищете инструменты, потом начинаете интересоваться, а если ли двери, и если упорствуете, то находите выход. Правда, следующая комната опять не имеет выходов, ну а кому легко? Постепенно понимаем, что движение вперед — это всегда сквозь стены, а движение по проложенным коридорам — это движение по чужим смыслам, как бараны — на убой.
Но вот когда Вам предлагают проходить сквозь стены, а стен-то этих самых Вы не видите, это труднее. Т.е. они есть внутри головы и ограничивают Вас, но так, что Вы этого не видите, не замечаете и не чувствуете. И получается, что опять ходите по коридорам, сокращая число возможностей выбора. А коридор этот — проход между тупиками.
Очень легко бороться с противником, которого мы все видим и ощущаем. Это почетно, за это дают ордена и называют героем. Вон Навальный борется с коррупцией, его одни любят, другие презирают — для политика любое упоминание важнее содержания упоминаний.
Но очень трудно бороться с невидимым противником, которого никто не видит, никто не ощущает. Это позорно. За это сажают в психбольницу и называют шизофреником.… [wcm_restrict]
Очень трудно выходить из тупика, стены которого Вы не видите. Вы можете только ощущать, что топчетесь на месте, что время уходит, что Вы в тупике, но стен, которые надо прошибать, не видите. Вы готовы бросаться грудью на амбразуру, совершать подвиги, решать сложнейшие задачи, вести за собой людей, куда-то идти, бежать, в чем-то участвовать, но вокруг только клочья тумана, серого тумана и ровная гулкая земля под ногами… Вы делаете пять шагов в одном направлении, пытаясь что-то увидеть, но там один туман… Возвращаетесь, делаете несколько шагов в другом направлении, — и там тоже пустота. Потом Вы делаете попытку в третьем направлении и там — о чудо! — мелькают какие-то тени. Вы пытаетесь их догнать, но это просто клочья тумана сыграли с Вами злую шутку. И Вы пытаетесь вернуться на место, откуда начали, да и стоит ли возвращаться?
И Вы устало садитесь на землю. И рука Ваша нащупывает что-то лежащее на земле. Это книга. Вы подносите ее к своим глазам и видите улыбающегося человечка, который показывает Вам большой палец и сообщает: поставьте цель, выберите направление и я доведу Вас до успеха… Вы горько усмехаетесь и выкидываете книжку… А потом Вас охватывает паника, потому что снова слышите со всех сторон эти странные и пугающие звуки. И с каждым днем они приближаются и Вы понимаете, что не можете оставаться в этом странном месте, что должны как можно скорее покинуть его… И Вы вскакиваете и бросаетесь в туман в очередной попытке обрести цель и направление движения…. Фрустрация… Что же делать?
Остается идти к Хозяину гостиницы. Мы не любим много буковок? Мы хотим быстрых решений сложных проблем? Мы не любим платить цену? Мы привыкли покупать дешевые приложения? Вернитесь и поднимите книгу, которую Вы бросили, ее бумага достаточно мягкая, чтобы употребить ее по назначению. Хозяин гостиницы, скорее всего, порекомендует Вам что-то другое. Оно не в пример честнее и практичнее. И что же делать? Да все то же, что и всегда, искать наставника.