Однако, моя цель — убрать типичные стереотипы, чтобы вы увидели новые возможности и не слушали тех, кто в креативной экономике ничего не понимает и живет в прошлом. Сначала несколько оговорок и определений.
1. Те, кто увидел конфликт между креативом и технологиями, очевидно, не понимают простых вещей.
Любой креатив это лишь продукт, направленный на эмоции в первую очередь.
Технологии это лишь инструмент, который позволяет этот продукт доставлять и масштабировать.
Типичный пример пресловутая Тесла. Инженеры в массе своей воспринимают Теслу, как сложный инженерный объект, чем она несомненно является. Но инженеры не понимают, что причина, почему Теслу покупают в другом.
Действительно умные инженеры, которые хотят расти и запускать стартапы становятся продактами, выходят из примитивной картины мира инженера.
Я могу говорить об этом потому что жил и живу в обеих мирах.
В 1987 году я закончил Бауманку по специальности инженер-электронщик и разрабатывал микро-контроллеры для бортовой телеметрии еще тогда, когда 80% читающих под стол пешком ходили, и электронику, и софт для микро-процессора писал, и драйверы и вот это все.
В 1996 году я создал ИТ компанию, на основе которой впоследствии была построена вся система ЕИРЦ в Москве, а потом и в России.
В 2000-м я ушел из ИТ в медиа и кино, потом запустил телеканал, потом кинокомпанию по производству документального кино.
В 2012 (по 2017) я создал он-лайн инкубатор стартапов, через который прошло более 6000 проектов.
В 2013 я переехал в Кремнивую Долину, варюсь в этом и отлично знаю мифологию и кухню стартапов. И весь этот треш, которым ссут в уши новичкам. Нет, стартапы не про инновации, если что.
В 2017 я закрыл инкубатор и запустил проект на пересечении медиа и игр. Этот проект является полноценным креативным технологическим бизнесом.
Да, кстати. 99% тех, кто живет в Кремниевой Долине отлично понимают в технологиях, но мало понимают в медиа бизнесе, исключая разумеется известных всем монстров и игровые компании. Медиа и креативный бизнес это Лос-Анжелес и Нью-Йорк. Общение с инженерами о медиа бизнесе в большей части — как общение с умственно отсталыми. Ничего личного. Исключая, разумеется, игровую индустрию — там люди шарят.
2. Морейнис озвучивает классический для престарелого русско-говорящего специалиста стереотип. Он сводит креативную экономику к фразе — «можно продолжать кривляться, зарабатывая этим деньги. Можно. Но не так долго, как кажется. Потому что ты либо выгоришь, либо мода на тебя пройдет» — конец цитаты.
Так может говорить тот, кто не понимает, что такое креативная экономика от слова совсем, поэтому давайте сначала определим понятия.
Изобретать велосипед не будем, обратимся к авторитетному источнику, а именно к Global Entertainment And Media Outlook 2020-2024 от PricewaterhouseCoopers
В креативную экономику входят медиа рынки:
— Books
— Cinema
— Internet access Internet advertising
— Music, radio and podcast
— Newspaper and consumer Magazines
— OTT video
— Out-of-home advertising Data consumption
— Traditional TV and home video
— TV advertising
— Video games and esports
— Virtual reality
+ отдельно рынки произведений искусства в материальной и виртуальной форме
+ развивающийся рынок NFT
Но это еще не все. «Не хлебом единым жив человек.» 99% потребностей в развитых странах давно лежат в области креатива. К примеру, рынок ресторанов в США — 800 млрд. долларов. Рестораны, кроме фастфудом — давно не про еду. Это вид досуга.
— Современный ресторан, современная кофейня это давно креативная экономика.
— Вся индустрия моды, одежды и аксессуаров это креативная экономика.
— Весь маркетплейс Etsy — это креативная экономика.
— Весь рынок лакшери — это креативная экономика
— Большая часть D2C рынка — это креативная экономика, которая использует современные технологии, платежные и финтек сервисы, логистику.
— Весь хайп NFT строится вокруг креативной экономики.
Тот же упоминаемый Морейнисом Бен Томпсон тоже креативная экономика и он не один. Но Морейнис почему то всю креативную экономику сводит к клоунам.
Аркадий, объясните мне, дураку, как такие звезды как Тони Брекстон, СнупиДог или Кейни Уест уже десятки лет кривляются и не выгорают? Кстати, Кейни Уест стоит почти 2 млрд. долларов. В курсе? Аркадий, объясните мне, почему Стивен Кинг, Джоан Роулинг и профессиональные писатели не выгорают. Кстати, франшиза Гарри Поттер стоит 19 млрд.$ Почему творческие люди не выгорают? Можете объяснять мне? Как это Marc Andreessen регулярно кривляется в ClubHouse?
Вот Игорь Шойфот тоже регулярно кривляется в Котиках. Вместе с ним кривляется Игорь Мацанюк, Игорь Рябенький, Павел Черкашин и другие знатные клоуны от венчурной индустрии. Как же так? Как они не выгорают? Ну, Шойфот-то всегда в образе. Но Мацанюк! Как? От его серьезного вида скисает даже пастеризованное молоко в радиусе 50 км. Я иногда использую его голос как способ понять, что чувствуют люди во время депрессии.
Кстати, я нашел на YT ваш канал, где вы сеете доброе и вечное первородящим стартаперам. Но увы, там нет даже 1000 подписчиков. Может вам лично не удается так кривляться? Может поэтому такая ненависть к блоггерам? Может с привлечением аудитории проблема? Может стоит какого-то блоггера нанять, чтобы он за вас отдувался? Девочку с упругой попкой. У вас аудитория сразу вырастет. Еще ТикТок, говорят, хорошо для детей. У вас же основная аудитория — родители, которые хотят научить детей бизнесу «От Аркадия». ТикТок самое оно. И игрушку на Роблоксе запилить. Не?
Блоггеры это ничтожная часть креативной экономики, но почему то Морейнис упоминает их, но не упоминает все перечисленные выше рынки. Почему Морейнис не упоминает ребят, которые создали Кибер Деревню?
Еще Аркадий не упоминает братьев Бухманов. Или создателей Among Us?
Кстати, а как вам еще группа в полосатых купальниках — коллектив клоунов-олигархов — Рыбаков, Черняк и Тиньков? Когда же они выгорят? Чьерт, побьери!
Дальше Морейнис пишет «либо мода на тебя пройдет.» Аркадий, мода проходит на хайп, а на классику не проходит. Про IP и длинный хвост вы видимо не слышали?
Любой творец все время развивается, все время предлагает что-то новое, и это основа лояльности аудитории. Тоже самое происходит с сервисами, даже самые успешные проваливаются если не развиваются.
Делать бизнес = продолжать кривляться, зарабатывая этим деньги. Для вас, Аркадий, это новость?
Вы знаете хотя бы один технологический стартап, который один раз написал код, уволил всех разработчиков и получает деньги на автомате? Вы хотите сказать, что есть бизнес на автомате? Да? Что есть бизнесы, в которых вы не будете чего-то подкручивать каждый день? Я понимаю, что подкручивают нанятые люди.
Видимо Морйенис не знает про франшизы Комеди Клабов, и подобные, не знает про сети Стендапов и какое место это занимает это в массовой культуре? Или массовая культура для быдла? Для нормальных пацанов только поэзия Серебрянного века? Да? В СССР секса нет? Откуда такой снобизм? Чтобы судить, наверное надо сначала что-то создать подобное или лучше? Откуда такой кухонный совок вылез? Откель столь голубой крови и аристократизма? От ярких пиджаков? Это компенсация? Дефицит внимания публики? Тщеславие и нарциссизм?
Кстати, что вы думаете про Джо Рогана и его шоу? Что вы думаете про всю индустрию разговорных шоу? Как этот жанр существует уже 50 лет, и не выгорает? Может они чего-то не понимают? Может им стоит помочь? Послать самолет МЧС с вами на борту, чтобы вы быстро здесь про креативную экономику объяснили? Только хардкор, Уралвагонзавод и русские стартапы. Только инженеры, только код. Кто кодить не может — в печь. Да?
Откуда ваша экспертиза в креативной экономике? Покажите пример вашего креатива. Канал в Телеге с перепостами из агрегаторов и буржуйских лент новостей? Серьезно?
3. Смысл революции креативной экономики в том, что технологии позволили людям создавать и монетизировать аудитории без помощи посредников. Все виды искусства, кино, медиа создавались и ранее.
Однако, цена создания/ продакшена, дистрибуции и монетизации любого типа медиума было непомерно высока. Чтобы было понятно.
— 20 лет назад я основал небольшой видео продакшн, и покупка одного Бетакама обошлась в 26000$.
— В 2008 мы сменили парк камер на HDV и заплатили за 5 ТЖК около 30 тыс.$. Одна станция нелинейного монтажа стоила примерно 10К$, а лицензия FC Studio 5 стоила 1500$, и мы купили 5 лицензий. Еще мы купили рейд массив на 10 Тбайт за почти 10К$.
Сейчас я имею iPhone 12 Pro Max, за который плачу 25$/месяц, и имею 128Gig на борту + могу снимать в 4K, и качество картинки в 100 раз лучше, чем у всех Бетакамов вместе взятых. Все операции я делаю на mac-mini с M1 и плачу на него 100$/месяц. Это не считая резервных макбуков. Я покупаю рейд массив 5 Тб за 150$. А потом я покупаю облако 2Т за 9$/месяц.
15 лет назад мы делали кино, а потом несли его на телеканалы, чтобы они, Христа ради, купили его по 50$ за час. Это были расценки телеканала Культура за документально кино. На России мне предложили целые 2000$ за серию. Пипц!
Сейчас любой человек в любой точке мири может создавать любой тип контента от текста до видео и игры, загружать в инет, привлекать аудиторию и немедленно получать деньги.
20 лет назад развернуть инфраструктуру в инете стоили нехило времени и денег от 20К$ и выше + работа редких квалифицированных спецов.
Сейчас можно развернуть полноценное виртуальное медиа с любым типом контент за несколько часа за 100$, и по своим возможностям оно будет сопоставима с такими powerhouse как HaffigtonPost. Это не считая соц. сетей.
20 лет назад организовать прием платежей в инете было огромной технической проблемой, а число людей, которые оплачивают покупки в инете было ничтожным.
Сегодня, прикрутить платежку = 30 секунд. Деньги можно принимать любыми способами в 100% автоматическом режиме из любой страны в любой валюте. Да, есть еще геморы, но за 20 лет ситуация изменилась кардинально.
Факт. 8 лет назад моя карта в одном из российский банков скисла и мне надо было приехать в Россию, чтобы выпустить новую карту. В результате я не мог ТОГДА выпустить карту.
Вчера я выпустил новую карту через инет за 17 секунд. В этом же банке и нет, мне не надо было ехать в Россию.
20 лет назад сделать сайт было проблемой и дорого.
Сейчас сделать сайт в инете — час времени, и это может сделать даже 5 летний ребенок.
20 лет назад игру могли сделать только сверх-квалифицированные спецы.
Сейчас десятки миллионов детей в возрасте от 6 до 14 делают свои игры на Roblox, и тут же зарабатывают.
20 лет назад, чтобы зарабатывать на кино, текстах, надо было учиться несколько лет и потом 10 лет потратить на карьеру, чтобы дали доступ.
Сейчас в любом возрасте можно делать кино, музыку, видео, писать и немедленно давать это зрителям и читателям через сайт, платформы.
Таким образом, смысл креативной революции в том, что цена входа снизилась до 0.
К примеру, в игры играет 2,5 млрд. человек и по разным данным до 25 млн. человек пытаются делать свои игры или моды. Это самое большое креативное сообщество в мире, при этом креатив здесь 100% совмещен с технологиями.
Морейнис говорит про клоунов и не рекомендует заниматься креативом. Аркадий, скажите это братьям Бухманам и всем, кто делает игры.
4. Далее Морейнис пишет из серии Капитан-очевидность. ««Монетизация» того, что ты делаешь — это синоним самозанятости. Самозанятость — это когда ты сам всё время крутишься как белка в колесе. Бизнес — это когда а) твоё дело рано или поздно может работать без твоего постоянного участия и б) дело рождает актив, имеющий стоимость, который можно продать. «.
Ну что здесь можно сказать? Люди, не слушайте невежду.
Морейнис ничего не знает про интеллектуальную собственность, IP, отчуждаемость прав, упаковку, дистрибуцию и синдикацию контента.
Морейнис ничего не знает про бизнес издательств, кино компаний, игровых компаний, рынок и менеджмет прав.
Морейнис ничего не знает про модели прибыли в медиа индустрии, про длинный хвост, про то, что составляет ядро любой медиа компании, про библиотеки прав.
Морейнис ничего не знает про User Aqcuisition и как работают современные воронки.
Морейнис ничего не знает про data-driven маркетинг
Морейнис ничего не знает про современный продукт менеджмент, его концепции, какой-нить JTBD, который применяется в креативной экономике
Морейнис не понимает, что, к примеру Flo это медиа стартап, основанный на контент и сервисе.
Морейнис ничего не знает, что все технологические стартапы сначала превратились в образовательные компании, а потом в медиа.
Морейнис не понимет, что сервис это лишь один из способов монетизации внимания. Хотя при этом бизнес Морейниса — сайт по подписке.
Аркадий, здесь уровень вашей экспертизы настолько ниже плинтуса, что я только могу рекомендовать почитать какой-нибудь ликбез по теме. В этом вопросе вы типичный инженер, который, возможно, хорошо понимает, в своей узкой теме, но выглядит смешно и жалко, когда пытается рассуждать о том, к чему никакого отношения не имеет.
Когда вы были продактом Рамблета? Лет 10 назад наверное? Вы хотя бы близко понимаете как все изменилось с того времени? Ваш опыт нерелевантен.
Любой продюсер, издатель, разработчик игр ржет над вами в голос. Разумеется, вы можете продолжать пребывать в своих наивных иллюзиях, вот только зачем людям говорить глупости? Плохо для кармы.
Для всех заинтересованных. Любой вид контента упаковывается в разные виды медиума, 100% автоматизируется и масштабируется с помощью разных моделей.
Чтобы закончить тему. Самозанятость или бизнес не зависит от того, что вы делаете.
Масштабировать и автоматизировать можно все. Тем более, любой вид контента и это уже давно реализовано.
Продолжать бежать как белка в колесе или строить бизнес зависит только от того, что у вас в голове, от вашего настроя. Увы, 99% самозанятых не хотя делать бизнес, но это не имеет к креативной экономике никакого отношения.
5. Далее неподражаемый Морейнис пишет — «В общем, если вы настолько близоруки в выборе целей, что собираетесь до смерти работать клоуном — создавайте только контент. Хотите заработать кучу денег, чтобы в один прекрасный день [иметь возможность] перестать напрягаться — пилите стартапы. Ради которых можно даже некоторое время поработать клоуном. Главное — не считать эту клоунаду самостоятельным бизнесом.».
К примеру, Энтони Хопкинс всю жизнь работает клоуном. И еще миллионы артистов по всему миру. А также миллионы спортсменов, певцов и все люди публичного жанра. А также режиссеры, писатели. И также политики и предприниматели.
Все эти люди работают в публичном поле клоунами и они стали на вершину по одной причине — они умеют лучше, чем другие привлекать и монетизировать внимание.
Аркадий, вы, извините, в каком веке живете? В середине 20-ого? Про private labels ничего не слышали.
Все, кто успешно привлекают аудиторию — рано или поздно перестают заниматься производством и передают его на аутсорсинг.
Потому, что максимальная маржа возникает при создании ценности в головах, при создании контента, а не создании кода или товаров на производство. Откройте компьютер Apple — это уже давно не оригинальный продукт, а лего конструктор из комплектующих конкурентов.
В Гугле топы это продакты, а не инженеры. Потому что даже в Гугле начали понимать, что деньги платят люди, а не компы.
— Тоже самое можно сказать про автомобильную индустрию.
— Тоже самое можно сказать про разработку софта. В США стартап это то, что способно привлечь деньги и клиентов, а продакш давно в Индии, Украине.
— Все крупные игровые компании это в первую очередь клиентская база и IP, а ассеты делают многочисленные серсеры.
— Весь D2C сегмент — сайт, трафик + бренд шильдик, а производство в жопе мира.
— Все 100% private labels на Amazon рабоают по такой же схеме. Почему?
Любая технология легко копируется. Производство и логистика уже давно перестали быть точкой выслкой марди. Деньги делают на упаковке и брендировании. Это настолько дремучий ликбез, что меня удивляет сам факт того, что мы это обсуждаем.
Компания Apple не делает iPhone, железо делает Foxxcom. Apple создает мифологию и экосистему для криейтеров. Тоже самое делает Amazon и т.п.
Все глобальные компании 90% своих компетенций имеют не в технологиях, а в маркетинге, продажах, привлечении и удержании. Этой теме — «пилите продукт» уже 15 лет. Это уже общее место. Пилите, Шура, пилите.
Пилить продукт — путь к провалу, и это доказано уже 6-7 лет назад. Проснитесь, вы живете в прошлом.
Современная парадигма — …. создайте аудиторию, интерес, спрос, интригу и предложите продукт уже существующей аудитории. Сами вы его запилили или у кого-то взяли White Label, и поставили свою морду — это никого не волнует.
На любом рынке сейчас существуют десятки клонов, подобных продуктов, но выигрывают не самые лучшие, а те, кто умеют лучше привлекать аудиторию.
Что нужно, чтобы привлекать аудиторию? Описание фичей продукта? Вы понимаете, что нет. Нужен интересный контент, который нативно продает продукт.
Вы сами каким продуктом аудиторию привлекаете? Ответ — никаким. Нет у вас никакого продукта. Вы производите контент, а потом монетизирует его, продавая подписку или курсы.
Если вы сами работаете по этой модели, зачем предлагать то, чему сами не следуете?
Смысл новой экономики в том, что если вы умеете создавать аудиторию, то вам не надо самому пилить продукт, ибо вы можете найти партнеров или клиентов, у кого может быть много продуктов, но нет аудитории. Но:
1. Слушать аудиория будет вас.
2. Покупать аудиория будут то, что рекомендуете вы.
3. Те, у кого есть продукт и кому вы продаете лиды будут платить вам столько, сколько скажете им вы.
Дилетанты пилят продукт и стартап по 4 причинам:
1. Они не понимают, что современный бизнес это аудитория, а продукт вы можете подключить любой.
2. Инженеры просто любят инженерить, и хотят, чтобы инвестор оплатил их хобби. Это и есть влажная мечта стартапера-новичка.
3. Читают Морейниса.
4. Боятся и не любят работать с аудиторией, боятся продавать, поэтому предпочитают оставаться в зоне своего комфорта.
В общем, если вы настолько близоруки в выборе целей, что собираетесь до смерти пилить продукт, который никому не нужен, тешить себя иллюзиями, жить в нищете и бегать клянчить деньги у инвесторов — пилите продукт.
Хотите заработать кучу денег, чтобы в один прекрасный день больше времени заниматься любимым делом — учитесь создавать смысл и контент, даже работать клоуном, чтобы привлекать аудиторию. Тогда вы сможете монетизировать аудиторию — на своем или любом чужом продукте.
Если у вас будет аудитория, то вы наймете тех, кто по совету Морейниса пилит стартап, а потому никогда не привлечет ни инвесторов, ни клиентов.
В общем делайте бизес, а не стартап. Бизнес это аудитория. А вот когда у вас будет аудитория, инвесторы сами к вам прибегут и наплевать им на продукт. Для них показателем будет то, что вы способны наращивать аудиторию, а как именно вы это делаете, как масштабируте, кто там вам пилит — это глубоко технический вопрос.