Вячеслав Лебсак — я отнюдь не хороню текст. Все хейтеры, которые подорвались, как обычно, не различают язык и текст. Ну и зело невежественны. Язык первичен, ибо он инструмент коммуникации и сохранения смыслов. Текст же, особенно символьный, кодирующий звук — это лишь канал, передающий исключительно вербализуемую составляющую.
Для невербального мы используем слова, которые активируют ассоциации, т.е. слово выступает триггером. Хотя возможности этого за пределами текста — гораздо шире, именно в части передачи невербализуемых смыслов. Это всё очевидно для любого, кто способен наблюдать и мыслить.
Тем более книги и иллюстрации — долгое время были просто единственным носителем и методом передачи. Очевидно также и то, что печатный текст доминировал потому, что не было такого развития визуальной культуры и каналов её передачи. Кое-что изменилось за последние 100 лет, а особенно за последние 10 лет.
Возьмите в качестве примера дизайн, который буквально за 100 лет из нишевого ремесла элит превратился в огромную индустрию, которая из мира моды давно проникла во все сферы жизни.
Возьмите, в качестве другого примера, электронную музыку, тот же феномен.
Возьмите кино, я имею в виду его создание, которое из хобби патрициев превратилось в массовую паранойю.
Тоже происходит во всех сферах искусства или культуры.
В технологиях возьмите в качестве примера то же визуальное программирование, визуальное конструирование, визуализацию данных, процессов.
Возьмите индустрию игрушек и компьютерных игр. Я уж не говорю про графические романы, анимацию.
Всё это взорвалось в последние 20 лет, далеко выйдя за формат привычной книги и текста.
Это пример эпических культурных феноменов и сдвигов, связанных с искусством, для понимания которых надо на 99% смотреть и слушать, а не читать об.
По сути давно возник огромный, универсальный международный язык, который успешно оперирует как общечеловеческими архетипими, так и контекстами очень экзотических субкультур, месседжи которых полностью построены исключительно на визуальных образах.
Это буквально означает, что опыт ученых, философов и искусствоведов, которые когда-то пытались рефлексировать эти феномены стал полностью нерелевантным.
Наука и писатели перестала двигать язык. Сейчас это делают продюсеры, художники, дизайнеры, режиссеры, композиторы и исполнители, даже странные иконы стиля, типа Ким Кардашьян. Главным драйвером языка стал интернет мем, а главным каналом — что-то типа reddit и 9gig, instagram, pinterest —
Это приводит в шок и трепет разных ретроградов с микроскопическим кругозором, развитие которых остановилось на курсе школьной литературы 40 летней давности.
Это приводит к тому, что этот процесс люди воспринимают как деградацию, называя его новым варварством. Ну разумеется, это естественная реакция, потому что трудно признать себя заплесневелым грибом (это я не про Вас, но есть вполне персональный месседж кое кому)).
Этот тренд очевидно показывает выход за пределы текста. Текст не умирает, он перестает быть единственным контейнером передачи смысла.
Я это говорю как практик, потому что у меня сейчас совокупная аудитория более 30 тыс. человек, поэтому каждый день я сталкиваюсь с проблемой донесения смыслов и обучения. Более 50 стран, возраста от 20 до 75, разные культуры. И моя задача пробиться к максимально возможному числу, поэтому я предельно прагматичен в этом вопросе. Те, кто меня поймут — это любые маркетологи, медиа профессионалы. Сейчас уже нет понятия единственного канала, весь контент мультимодальный, мультиформатный. Родители, которые прочитали Теорию Каст и Ролей (http://alexeykrol.com/books_theory_cast_roles/) просят меня об издании книги в формате комиксов, потому что они интуитивно понимают язык их 4-5 летних детей.
Кстати, критиками этого подхода являются исключительно дилетанты, т.е. люди, которые занимаются как хобби разными видами искусств. Иногда их ремесленничество весьма искуссно, но они всё равно дилетанты. Почему? Потому, что если мы говорим о любом публичном жанре, к которому, очевидно, в последнее время стали относиться и даже наука + технологии, то ключом к профессионализму является: 1) способность построить аудиторию и 2) монетизировать её.
Если человек работает в реально конкурентном рынке, имеет задачу пробиться к аудитории, наладить с ней коммуникации, то сначала он идёт за аудиторией, и говорит на её языке. И только если он стал велик, он может предложить свой язык. Редчайший случай.
Однако, на данный момент признаком реального признания любого писателя является только один неумолимый факт — экранизация его произведения на уровне блокбастера в кино. Тоже самое относится и к культовым исполнителям и культовым художникам. Кино по прежнему является Олимпом. Как дедушка Ленин сказал об этом на заре кино, так это верно и по сию пору.
Типичный пример — Ханс Гигер, который стал культовой фигурой и породил целое направление в апокалиптике. И всё благодаря его сотудничеству с Ридли Скоттом. Можно как угодно относиться к сюжету, но с точки зрения искусства — он создал великолепный образец инверсной красоты. Все участники профильных сообществ на Pintrest/Deveantart — меня поймут.
Однако для 90% хомячков это за пределам их реальности (особенно, увы, русскоговорящих). Тоже относится к киберпанку. Тем более к японцам, которые стали настолько самодостаточны, и создали настолько самобытный философский взгляд, что аниме расползается как рак, и Запад не может предоставить ни одной альтернативы.
Я просто показываю дверь. А там уж, как говорится, имеющий уши да услышит))) Кто-то увидит угрозу своим стереотипам, кто-то возможность выхода на новый уровень. Много званных, да мало избранных (истоник приводить не буду). Настоящее знание всегда ранит, ибо колет в глаз нашей обыденности. Поэтому зомби объявили меня врагом их кладбищенской культуры.