1. Ощущение, что связь между поколениями = 0, т.е. референсы тех, кому 30+ уже вообще не имеют значения для тех, кому 20-25+. Я упоминал цитаты, имена еще очень молодых, тех кому еще 35, и более молодые ничего и никого не знают. Однако, вопросы задают одни и те же , и это уже неинтересно.
2. На все вопросы уже даны все ответы, упакованы, преподнесены, разжеваны и повторяются тысячи раз во всех социальных сетях. Но все упорно строем проходят одни и те же коридоры. Одни и те же вопросы. Это говорит о том, что образование почти умерло полностью. Не как институт, а как нечто, что стоит хотя бы уважать. В том числе и потому что много успешных людей говорили, что учиться не надо, образование — бесполезно. И мы смотрели им в рот, и думали, что они мудры. Потому что богаты. Да? Кто богаче нас, тот мудрее нас! Да?
3. А по факту, эти самые богатые оказались идиотами. Богатыми идиотами, которые не понимают важных вещей. То, что кто-то заработал денег не говорит о том, что он хотя бы что-то понимает в жизни. Есть умные и квалифицированные люди, но они не богатые, поэтому их мнение — мусор.
4. Очевидно, есть небольшая группа более или менее образованных молодых людей, но общая тенденция очевидна. Все то, что является мемами для тех кому 30+, никак не пересекается с теми, кому 20+, тем более с теми, кому 12,15+.
5. Еще 30 лет назад жизнь людей напоминала большой корабль, на котором вместе плыли несколько поколений от 10 до 90. Сейчас в мире жизни плывет много кораблей — на одном плывут 10-летние, на другом 15-летние, на третьем 20-ление и т.д. И очень редко они пересекаются на островах игр, кино и книг, в основном же все посещают острова своего возраста.
6. Фрагментарность людей усилиями маркетологов нарастает. Интернет связал всех в империи мемом и смыслов. Только в рамках мемов, смыслов, мифов представители разных поколений редко встречаются. На короткое время, чтобы потом вернуться в свои тоннельные миры с узкими повестками.
7. Нет ни одного писателя, который рано или поздно не стал бы мизантропом по понятным причинам. Просто одни об этом говорят, а другие врут. Если мы начинаем говорить с теми, кто моложе нас, то слова понимаем, а 90% смысла нет. Слова и смыслы мы можем освоить, но молодые смотрят на нас как на мумии, которые ходят.
Я думаю, что границы между поколениями будут возрастать, и для более молодых = старшее поколение — ничто. Возможно, в Азии, традиция продержится в течении еще одного поколения, но и там умрет. Это не вопрос уважения. Это вопрос разных смыслов.
Теперь на планете не одна, а очень много цивилизаций,
но некоторые восприняли его как трагедию.
1. Обычно, редкие люди рождают смыслы до лет 30 в виде мечтаний (по большей части, конечно), хотя есть, кто дает чаду до смерти.
2. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что большая часть населения вообще не рождает никаких смыслов, а следует привычному, что вертится вокруг секса, денег, детей, благосостояния и т.п.
3. Раз так, то, очевидно, для 50+ по большей части эти смыслы исчерпывают себя, поэтому людям остаются внуки, политика, огород, тикток и плоская земля, пожилые родители и нарастающие проблемы со здоровьем.
4. Поэтому многие 50+ начинают тянуться к детям, внукам именно по причине того, что своих содержательных смыслов мало либо они ничтожны, либо их вообще нет.
5. И тогда люди начинают жить смыслами молодых, но здесь облом, тот самый, о котором я писал в пред. посте. Да, для тех, кто привык следовать внешним смыслам — это трагедия, которая будет расширятся, особенно в странах, где забота о пожилых все более будет уходить роботам (неизбежно, уж больно большой рынок).
6. Но для творческих людей, творцов такой проблемы нет от слова совсем, ибо творчество не имеет возраста. С возрастом может смещаться его предмет, но не суть. К тому же все больше людей занимается творчеством, следовательно они не будут переживать о том, что у них нет особой связи с предыдущими поколениями.
7. Я знаю многих 50 и 60+, у кого, скажем так, очень разные отношения с родителями и детьми. У творцов, писателей такой проблемы по большому счету нет. Да, общение с внуками (если есть) это более (или менее приятный бонус), но бабушки и дедушки не пытаются проникнуть в смысле детей. Для многих бабушек паттерн «накормить» по прежнему доминирует. А любые попытки «научить и повлиять» на внуков часто наталкиваются на скрытую агрессию родителей, т.е. детей, которые уже, подчас, списали своих родителей. От этого страдания.
8. Которые опять же лечатся творчеством и смыслом. Большая часть людей уже к 35, а то и 40 годам теряет свой raison d’être. И это нарастает в условиях деградации нарративов старых религий, а нарративы школоты (типа крипты не вставляют молодых «старичком». Поэтому, в частности, мне так трудно посещать разные местные тусовки, состоящие их хороших и милых людей, которые давно не решаются спросить себя, ради чего они живут, и о чем мечтают. (Сумка Биркин и тур. поездка мечтами не являются).
9. Все сводится к выбору- человек следует мечте или следует общепринятым сюжетам. Разумеется, 99,99% следуют общепринятым сюжетам, и как-то более или менее устраивают свою жизнь. Но внутренний смысл теряют, пытаясь заполнить дыру внешними смыслами, в первую очередь детьми.
10. И вдруг выясняется, что они не нужны детям по причинам, описанным в пред. посте. Хотя фундаментальная причина, своего рода «первый принцип» этого в неизбежном ускорении прогресса и следующей из этого быстрой трансформации укладов, ценностей, потребительских желаний, ролевых моделей, стратегий и жизненных практик.
11. Возникает новый рынок того, что может заполнить эту разверзающуюся дыру для существенной части всех 40+. Разумеется, ответом, продуктом может быть только относительно новая онтология (новые термины и язык, но столь же старые инсайты).
Поскольку, люди стали очевидно умней, и их нельзя увлечь тупой конспирологией в стиле плоской земли, то это должно быть чем-то с одной стороны метафизическим, но с другой стороны подразумевающей легкость допущения без ломки себя.
11. Я вижу такое только в игровой метафоре, которая обладает отличной объясняющей силой, органично соединяет любые STEM подходы, а также драматургию и гейм-дизай, т.е. объясняет любые феномены.
Однако, главная ценность игровой метафоры как раз в том, что она наполняет индивидуальным смыслом любого, давая каждому свой уникальный raison d’être, причем, не один на всех, как в традиционных религиях, а абсолютно уникальный, что создает предпосылки для конструктивного разрешения любых социальных конфликтов.
Ибо в игре нет конфликтов, а есть игроки и каждый имеет свою уникальную игровую траекторию, а то, что воспринимается, как конфликт на уровне NPC, является лишь еще одним вызовом для игрока (а значит вознаграждением за пределами легкого дофамина).