Каждый человек, с которым мы встречаемся — дверь к новым возможностям. От того, будет эта дверь открыта, закрыта, шагнем ли мы внутрь, или выберем бездействие — зависит от набора неосознаваемых поведенческих стереотипов, которые определяют то как мы реагируем и как действуем. Для подавляющего числа живущих, подсознательные поведенческие паттерны сформировались хаотически той средой, в которой мы росли, впитали все предубеждения, мифы, страхи, ложные и наивные представления, несбыточные фантазии, т.е. то, что обобщенно называется картиной мира. Картина мира отражает реальность, как в очень кривом зеркале, провоцируя ложные суждения, деструктивные реакции, бесполезные и разрушительные действия.
Проблема в том, что картина мира по сути есть нашей личность, которая представляет всю совокупность стереотипов восприятия и того, что мы считаем верным. Субъективно мы всегда полагаем, что в целом мы воспринимаем реальность, судим, даем оценки и действуем верно. У нас могут быть отдельные сомнения в локальных ситуациях, мы можем испытывать фрагментарно неуверенность в себе, но на уровне всей целостной личности мы свято верим, что с нами все в порядке.
Когда сомнение охватывает все нашу личность, это причиняет страдание, мы начинаем задавать себе вопросы — а правильно ли я живу, а то ли я делаю, а туда ли я иду, а верны ли мои оценки. Такое состояние личности означает начало ее разрушение.
Лишь немногие люди могут перенести разрушение личности, если только так не сложились внешние обстоятельства. Разрушение личности сопровождается разрушением идеалов, мифов, мы подвергаем сомнению все, что знали и весь свой опыт, свои чувства.
Дно разрушения — человек, лишенный смыслов, целей, не способный отделять добро от зла, не способный правильно оценивать свои и чужие действия. Этот состояние характеризуется отсутствием Личности, ибо личность — это индивидуальность, а индивидуальность — это система нашей веры и привязанности. Когда все наши символы веры исчезают, а привязанности предают — индивидуальность стирается…. Человек пребывает в таком состоянии до той поры, пока новые смыслы не начинают формировать новую Личность, построенную на иных основаниях, а значит способную действовать иначе в привычных обстоятельствах….
Как вся эта жуть связана с Теорией Каст и Ролей и обучением?
Любое обучение означает в первую очередь способность действовать эффективно в тех ситуациях, в которых до обучения не мог действовать вовсе. Это значит, что в процессе обучения закладываются навыки, а также определенные представления, воззрения, которые являются составной частью новой способностью. Особенно это ярко проявляется, когда новая деятельность задает совершенно непривычные морально-нравственные императивы.
К примеру, смысл того, что солдат идет на войну в том, что он будет убивать других людей. Можно снижать сложность этой концепции рассуждением о долге, придумывать обоснования, демонизировать противника, но необходимость и желательность убивать людей заставляет сильно изменить свою личность. Поэтому алкоголь очень хорош на поле боя — он не только притупляет страх, но в состоянии опьянения легче убивать, а похмелье — физическое, пост-стрессовое и нравственное придет потом. Разумеется необходимость убивать людей является проблемой для тех, кто воспитан и вырос в традиции, что убийство это нечто из ряда вон выходящее. Дети афганских моджаэддинов вполне были способны убивать в 6-7 лет. Это вопрос ценностей, все относительно. В Африке, по слухам, до сих пор есть каннибалы.
Так вот, подчас для освоения важного навыка, способа действий и реакций недостаточно обучения технической стороне дела, приходится изменять систему ценности, и в этой ситуации мы сталкиваемся с сопротивлением непознаваемых стереотипов, которые говорят нам — ты поступаешь неправильно, что люди о тебе подумают? …
Личность расщепляется на два уровня — внешний, где мы механически осваиваем навык, и внутренний, на котором мы запрещаем себе принимать новую реальность. Проблема в том, что внутренний уровень подсознателен в значительной степени. Это в полной мере проявляется, когда мы попадаем в ситуацию выбора, и подсознательно выбираем сценарий, согласующийся с нашей подсознательной картиной мира или продиктованный подсознательными страхами. Мы всегда искренне верим, что делаем лучший выбор, однако, наша вера чаще всего не согласуется с реальностью. Ничего страшного в этом нет, если бы не одно обстоятельство — нашу подсознательную роль очень трудно поменять, если не работать над этим специально. Это значит, мы во всех ситуациях “сворачиваем” в одну сторону. Не замечаем этого, проходят годы, но ничего не меняется, мы по прежнему на том же уровне.
Из всех типов ситуаций Теория Каст и Ролей выделяет только те, которые связаны с социальным и финансовым развитием, хотя, если подумать, то возможно подход, предложенный в ТКР может выйти за пределы карьеры или бизнеса. ТКР говорит, если мы хотим расти.