Почему потребление новостей делает нас управляемыми дебилами? — 8:16 минут чтения

Философ и писатель Rolf Dobelli в своем эссе «Новостная диета» написал, что «чтение новостей убивает в нас творческие способности, порождает агрессию, подавляет иммунитет и действительно ухудшает пищеварение». Я счёл это настолько важным, что решил описать более глубокий процесс, чтобы стало ясно, почему чтение новостей не только убивает в нас творческие способности, но и, в принципе, делает нас глупее и превращает в баранов? Осторожно — много буковок, потому что писал спонтанно.

Что такое наше сознание и как устроен наш мозг?

Наше сознание — это сеть, скажем так, определенных узлов. Каждый узел это тоже сеть. И эта сеть постоянно течет. Одни связи возникают, другие связи пропадают. Одни узлы объединяются в кластеры, другие кластеры распадаются. Иногда кластеры объединяются в суперкластеры. Так формируется то, что мы называем нашей картиной мира, личностью, когнитивными способностями и т. п. Когда ребенок маленький, эта сеть примитивна. Это еще не сознание и не личность, это — заготовка, способная расти, развиваться и усложняться. Поток внешних событий формирует личность, сеть нейронных связей, сеть контекстных понятий. Личность это то, что организовано, а процесс нашего бытия — это постоянный процесс упорядочивания. В конечном итоге то, что получается способно действовать. И вот когда наша личность на всех ее уровнях сформирована, она постепенно становиться устойчивой, стабильной. Потому, что окружающая ситуация в целом стабильная, значит, скорость изменения внешних обстоятельств относительно невысока и личность, как супер сеть способна успевать адаптироваться. Это значит, наша внутренняя сеть способна успевать незначительно менять твою топологию на всех уровнях и, в первую очередь, на нейрофизиологическим, биохимическим и молекулярном.

Скорость и объем изменений очень критичны. Суть изменений в том, что я уже описал, — какая-то часть картины мира, наших представлений, способов действий постоянно подвергается изменению и модификации. Мы называем этот процесс обучением. Какие-то элементы нашей внутренней сети распадаются под давлением внешних обстоятельств, переходят из состояния связанных узлов в состояние «свободных валентных узлов», а потом постепенно начинают формировать новую архитектуру связей. Это как если представить базу данных со специфической схемой данных, то под влиянием разных запросов сама эта схема данных тоже немного или сильно меняется. То, что называется системой с архитектурой, управляемой данными. Потому что новые данные все время требуют новых способов поведения, реагирования, более оптимальных. И эта трансформация архитектуры и представляет процесс создания новой архитектуры. Причем, процесс этот — итеративный. Т. е. наша психика и мозг не создает новую архитектуру сразу, а постепенно, путем проб и ошибок через петлю положительных подкреплений. Т. е. положительные подкрепления, с одной стороны, и стрессы, с другой стороны, и являются вектором, задающим адаптацию изменений. Изменение всегда болезненно. Мы всегда ощущаем его как дискомфорт, потому что оно требует энергии, потому что все, к чему мы привыкли разрушается. Потому что когда мы сталкиваемся с чем-то новым, мы не понимаем, как это может быть интегрировано в нашу картину мира, какие угрозы несет. Когда приходят новые данные, то поступает запрос на изменение. Но не всегда новые данные, новая информация формируют одинаковый по силе запрос. На некоторые запросы мы реагируем, на некоторые — нет. Маркером, который заставляет нас относиться серьезно являются эмоции. Страх, тревожность, вожделение, ожидание, надежда, удивление и т. п. Если новость или некое обстоятельство сопровождается соответствующей эмоциональной окраской и интенсивностью, мы реагируем. Реагируем — это значит возникает целая группа процессов, начиная с процессов немедленного спасения индивида (эти процессы самые реактивные) до процессов перестройки картины мира, чтобы осмыслить, что произошло, интегрировать это в нашу модель поведения и выработать новые стратегии.

Так вот, процессы немедленного реагирования — быстротечные (ничего измениться не успевает). Горячо — мы одернули руку, падает ребенок — мы его подхватили, потеряли равновесие — мы его восстанавливаем, на нас падает шкаф — мы отскакиваем, в боковом зрении возникло некое пятно, которое к нам приближается, — мы инстинктивно дергаемся, резкий звук — мы вздрагиваем. Это все эмерджентные процессы, которые обеспечивают выживание в критической ситуации. Эти процессы обеспечены УЖЕ сложившейся структурой личности, психических процессов, архитектурой нейронной сети.

Все эти процессы благоприобретенные. Это утверждение можно легко проверить. У младенца нет этих паттернов. Ребенок может прикоснуться к горячему и не сразу одернуть руку, а просто начинает орать от боли. Дети НЕ РЕАГИРУЮТ реактивно на 99% стимулов, на которые мы дергаемся. МЫ учим детей РЕАГИРОВАТЬ БЫСТРО на некоторые вещи. Мы учим наш мозг, мы создаем соответствующие структуры нейронных сетей.

Сам процесс обучения, процесс трансформации нашей личности, он — медленный и неприятный, потому что мозг и наше тельце должны перестраиваться

Если кто-то из Вас пытался худеть, наращивать мышечную массу, увеличивали растяжку, выносливость — все сталкивались с огромными трудностями и противодействиями организма. Вы НАГРУЖАЛИ тело определенной нагрузкой, создавали управляемый стресс. И Ваше тело постепенно, неохотно перестраивалось — растягивались мышцы, связки, уходил жир, наращивалась мышечная масса. Почему все это трудно? Потому что за всем этим стоит биохимия и биохимическая логистика. Должно произойти огромное количество биохимических реакций, организм должен сжечь и утилизировать одни материалы, нарастить другие элементы. Это требует времени, энергии, повышенного метаболизма, ресурсов, питания и т. д. И организм этому сопротивляется, потому что ему наплевать на Ваши амбиции, он хочет тратить меньше энергии.

Так вот, наш мозг  — это тоже организм. Блин! 

И наше сознание и психика это сложный комплекс, в котором присутствует значительный элемент физической, органической составляющей. Мы не будем сейчас обсуждать классическую проблему о месте средоточия сознания, но связь между психикой и состоянием мозга отрицать глупо. И если мы бегаем, занимаемся зарядкой, т. е. как-то формируем собственное тело относительно редко, то этого нельзя сказать о нашей личности и мозге. По существу, наш мозг не вылезает из спортивного зала круглые сутки, незначительно прерываясь на сон, хотя и во время сна происходит огромная работа. И роль штанги и беговой дорожки для мозга играют внешние обстоятельства, наша повседневная жизнь. И каждый день новая нагрузка. У большинства эта нагрузка меняется незначительно и структура нашего сознания, мозга привыкла к ней. Мы ощущаем себя вполне комфортно, мы этого не замечаем.… [wcm_restrict]

Но если возникли новые вводные и мы не знаем что делать, наша личность начинает учиться, это заставляет наш мозг меняться, перестраивать его структуру. Это все равно, что мы внезапно начинаем поднимать непривычно тяжелый вес. Мы постепенно приспособимся к этому, но нужно время, чтобы отрасли мышцы. И пока мы не трансформировались, мы страдаем, мы в стрессе. И процесс обучения, ре-адаптиции требует времени, потому что за этим стоит физиология, определенная скорость процессов. Процессов распада одних структур, замещения их другими структурами, процесс реинтеграции новых структур знаний и навыков в общую топологию Личности, чтобы эта интеграция прошла экологично, а не вызвала разрушение Личности.

А теперь давайте вспомним, какой фактор является САМЫМ стрессовым при обучении? ВРЕМЯ. Когда надо учиться, это нас не пугает, но когда надо учиться БЫСТРО, это начинает напрягать. А когда с результатом обучения связана сильная эмоция в стиле «не успел, значит опоздал», то это порождает тревожность и усиливает напряженность дефицита времени. Стресс может достигнуть такой интенсивности, что напряжение может перейти в тревожность, а тревожность в паническую атаку, а паническая атака может спровоцировать разные совсем тяжелые последствия — от затяжной депрессии (и апатии как защитной реакции) до каких-то невообразимых аффектов, психозов, повышения давления, инфарктов и инсультов с летальным исходом.

Если сравнить это с физической нагрузкой, это все равно что задавить человека непомерной работой — таскать что-то тяжелое, быстро, вверх по лестнице да еще и с препятствиями. Ну жизнь заставит — и не так раскорячишься. Вопрос в течение какого времени организм будет выдерживать такой стресс и что наступит потом?

В физическом смысле мы ИЗБЕГАЕМ такой нагрузки? А в информационном? Что нас нагружает более всего? Что труднее нести? Мешок картошки на 5-й этаж при сломанном лифте или новость о том, что Вас уволили с работы, Ваш банк сгорел и жена от Вас ушла? Что труднее нести — комод на 10-й этаж или сознание болезни?

Мы постоянно читаем новости, причем, БОЛЕЕ ВСЕГО новости, которые содержат максимальные тревожные маркеры. При этом происходит два вида вреда.

Наша картина мира не успевает перестраиваться

  • Потому что новости и сообщения ПРОТИВОРЕЧИВЫ. Хотите пример? Почитайте сообщения о том, что полезно, а что вредно есть. Или рекомендации о том, что будет с долларом, рублем, Россией, Украиной, США и всем миром.
  • Потому что НОВОСТЕЙ СЛИШКОМ МНОГО, большая часть из тех, на которые мы реагируем, — эмоционально аффективны и провоцируют тревожность.
  • Это приводит к тому, что наша Личность постепенно разрушается. Наши ценности, ориентиры размываются, нам кажется, что мир меняется слишком быстро, что мы хронически не успеваем. Мы начинаем пытаться делать много дел одновременно.

Тревожность заставляет нас переходить из режима ОБУЧЕНИЯ в режим ОЗИРАНИЯ и РЕАКЦИИ. Это паранойя

  • Вместо того, чтобы УЧИТЬСЯ, т. е. сознательно повышать свою адаптивность и идти последовательно, мы начинаем читать БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ, потому что нам КАЖЕТСЯ, что  будет безопаснее, если будем лучше знать и понимать происходящее. Здесь парадокс. Понимать и знать — разные вещи. Чтобы действовать нам нужно именно  понимать, и если мы лучше понимаем, нам МОЖНО меньше знать.
  • Но так как мы все время пытаемся знать, у нас нет времени ПОНИМАТЬ. Поэтому наше понимание падает и вся энергия уходит на чтение новостей. Это ЗАЩИТНАЯ реакция, но это создает роковой круг. Страх и тревожность заставляет больше читать новостей, на осмысление остается все меньше времени. И тревожность только нарастает, что опять провоцирует попытку знать еще больше новостей.
  • Постепенно этот паттерн закрепляется на нейрофизиологическим уровне и наступает зависимость, которую называют постоянной включенностью.
  • Мы становимся РЕАКТИВНЫМИ и перестаем быть ПРОАКТИВНЫМИ. Это значит, нами ПРОЩЕ управлять. Если Вы хотите ЭФФЕКТИВНЕЙ управлять человеком, НЕ ЛИШАЙТЕ ЕГО НОВОСТЕЙ. Если лишить человека новостей, человек начнет ДУМАТЬ. Дайте человеку БОЛЬШЕ новостей. И когда он превратиться в абсолютно реактивное существо, а его способность к понимаю снизиться до нуля, то Вы сможете управлять им очень легко.

В чем проблема?

Проблема в той самой зависимости от новостей, квинтэссенцией которой стали социальные сети, твиттер и бесконечный обмен белым шумом, зависимость от раздражителей, которые СМИ раскидывают повсеместно для повышения трафика и монетизации Вашей зависимости.

Вопрос?

Как изменить свою жизнь, чтобы, с одной стороны, быть в реальности на нужном уровне, а с другой стороны — избавиться от постоянного состояния разрушения Личности и судьбы, и, наконец, начать строить и свою Личность и свою судьбу?

Ответ оказался простым!

Если мы служим идее, мы имеем фокус, это автоматически приоритезирует все, что мы делаем. Чем выше значимость нашей цели, тем легче фокусироваться. Постепенно мы закрываемся от мира, допуская в себя только то, что помогает нам в реализации нашей миссии. И все проблемы с информационным шумом уходят. Просто найдите смысл жизни, идею, которую Вы будете иступленно воплощать, и все проблемы уйдут. Как это работает? Все здесь объяснил.

Прокрутить вверх