Любая история успеха это вдохновляющий сюжет, в котором маленький мальчик или девочка рассказывает про то, как они вступили в игру, не сдавались, победили всех боссов, собрали весь лут, прокачались, поднялись на вершину, став №1 в рейтинге игроков на сервере со всеми вытекающими атрибутами победителя.

Спящий. Мы не можем его пробудить, но можем привлечь внешними атрибутами — славой, богатством, образом жизни. Спящий, кто ничего не знает, и лишь смотрит на сияние звезды и говорит — я хочу так. Спящий начинает узнавать больше о своем кумире, и узнает , что тот поднялся с 0, он был таким же никем, ничем, из ниоткуда. Спящий думает, что, если он смог, то может и я так смогу. «Я тоже так хочу… «.

Что именно Спящий хочет — зависит от сюжета, который привлек Спящего.

**Примеру 1:** Сюжет «Ученый» означает заниматься наукой, искать истину. Это сюжет и роль, а значит определенный опыт. Когда я был юным, то инстаграма не было, как и успешных программистов, но я зачитывался научной фантастикой, в которой главный герой, как правило, было ученый, и вся его жизнь была приключение, подвиг, исследование, геройство. Именно это привлекало меня, и я думал, что это и есть Наука — пробираться по джунглям Пандоры. Я не знал, что на 90% наука это разновидность корпоративного рабства с дополнительными буквами на визитке. Я был внутри сюжета, мифа и именно это определило вектор моего намерения. Тогда я не знаю, что есть много сюжетов — таких как предприниматель, топ-менеджер, рок-звезда, путешественник и т.п. Мы выбираем те сюжеты, которые нам предлагает среда. Сначала мы все рабы локации и NPC, которые нас окружают в виде родителей, друзей, даже кумиров.

**Пример 2**: Освоить программирование, запилить крутой стартап и стать илоном маском или стивом джобсом — это сюжет.

Любая история успеха это вдохновляющий сюжет, в котором маленький мальчик или девочка рассказывает про то, как они вступили в игру, не сдавались, победили всех боссов, собрали весь лут, прокачались, поднялись на вершину, став №1 в рейтинге игроков на сервере со всеми вытекающими атрибутами победителя.

Мы читаем книги, смотрим кино, играем игры, наблюдаем успешных людей и подсознательно влюбляемся в стоящие за ними сюжетами. Мы слушаем Тинькова и думаем, хочу как Тиньков, мы слушаем Илона Маска, и думаем — хочу, как Илон Маск.

Посмотрите на свою жизнь ретроспективно, и увидите, что ваша жизнь это лишь длинная очередь из ролевых моделей, которым вы подсознательно стремились подражать, куча сюжетов и сторонних квестов, которые зазывали вас своими голосами сирен, суля небеса. Кстати, 100% сюжетов ведут на вершину. Если идти до конца. Но это не про нас.

За всеми нашими позывами стоит сюжет и ролевая модель, в которую мы влюбились, кумир, который открыл нам глаза на то, как еще можно жить. Точнее показал упаковку жизни, а не саму жизнь. Каждый раз мы видим лишь фронт-энд, но понятия не имеем , что на бэкенде. В этой точке хорошо посмотреть на картинку:

Она показывает реальность, второе имя которой — ошибка выжившего. В начале пирамиды 40% тех, кто стоит на старте, до приемлемого промежуточного результата доходит не более 0,07%, а до вершины 0,005%. Понимаете?

Сюжет под названием успешный успех проживает не более 0,005% игроков на сервере. 0,07% довольствуются уровнем и перками пониже. А что остальные? Кстати, не все из 0,005% в полной мере наслаждаются плюшками победителя. Вот, к примеру, Стив Джобс не сподобился. Обидно? Да?

Остальные проживают гораздо более скучный сюжет — родился, крутился, умер. Все жизнь играл в театре роль стола, предмета мебели и ушел на пенсию отыгрывать роль пенсионера, сюжет — «Дожите». Здорово? Да?

Сразу возникает вопрос — как получилось, что не более 0,07% достигли хотя-бы чего-то, и не более 0,005% реализовали мечту, которую нам обещали все столь волнительные истории успеха?

Что эти люди знали, умели, какими качествами обладали, им кто-то помогал? Какие уникальные факторы и обстоятельства сложились так, что эти 0,005% прорвались? Доступно ли это? Возможно ли это? Или это только неконтролируемая удача, редкое окно возможностей, уникальная ситуация, которыми мы не можем управлять?

Мы верим, что можем до определенной степени управлять судьбой, и эта вера стоит в основе рынка всех религий, мотивационной литературы, кадрового консалтинга, коучинга, психотерапии. Даже вполне прагматичные и успешные коммерсанты захотели примерить на себя планиду блоггеров. Тщеславие — жестокая штука, и пленных не берет.

Пока нам 20 лет, выбора больше. А как себя вести, если тебе 30, 40, 50, 60? А есть ли выбор для тех, кому 70 или 80?

Чем моложе человек, тем короче дистанция, которая отделяет его от понятной ему ролевой модели. Исключение — спорт, включая киберспорт, потому что любой спорт — по определению дело молодых. Спорт — понятен даже для самых невежественных, даже для безграмотного мальчика, гоняющего в футбол в фавелах Бразилии. Этот сюжет понятен для примитивного разума, особенно для массовых видов спорта. Однако, супер спортсмены привлекают не спортом, а сиянием звездности.

Для того, чтобы искушаться сюжетами предпринимателя, разработчика, гейм-дизайнера, крипто гика, тем более режиссера, писателя, успешного врача, топ-менеджера, ученого с мировым именем — нужно образование, эрудиция, а главное правильная среда, соответствующая референтная группа, которая говорит нам — вот этот сюжет — хорош, а этот нет.

Поэтому 99% молодежи привлекается сюжетами блоггеров, рэперов, актеров, стендап-комиками. Другие сюжете им пока недоступны…. Хотя нет, я ошибаюсь… Условные 99% больше напоминают фанов на TWICH — с удовольствием смотрят за игрой мастеров, но сами никогда не играют. Лень, трудно, страшно, дорого. Смотреть игру легко и приятно, это как бесконечный сериал, а серьезно играть — это работа. Суровая работа.

Однако, радуют дети, которые что-то создают в Minecraft и Robloх — похоже создание игр все же почти такой же привлекательный и понятный детям сюжет, как футбол. Это логично — дети начинают играть в 3 года, в 7-8 они уже распробовали вкус создания собственной игры, в которую играешь сам. А потом дети учатся получать кайф, когда в твою игру играют другие, твой канал в тиктоке смотрят другие.

Как там говорил герой Аль-Пачино — «тщеславие — мой самый любимый грех». Ободрение группы доставляет дофамин и окситоцин немедленно. Зависимость от славы формируется быстро и она столь же лютая, как от тяжелых наркотиков.

Настя — популярная ролевая модель для девочек. Всем все понятно. Играй, капризничай, дурачься, и будет тебе слава. Если вы считаете себя умными и все понимающими, посмотрите на эту картинку.

Прокрутить вверх