Куда движется рынок образования и EdTech? Прогноз на 10–15 лет. Часть 2. — 6:48 минут чтения

Продолжение.  Начало здесь.

Что же поменялось в процессе обучения за последние несколько тысяч лет? 

В древности все описанные выше функции и элементы присутствовали в единственном лице — это были Отец или Мать, или кто-то из старших братьев/ сестер. Когда мужчина проходил инициацию, и переходил из шатра матери в шатёр мужчин, то мог появляться дополнительный наставник. Девочка училась до материнства, и потом училась быть хорошей матерью, т.е. сохранять жизнь ребенка и учить его.

Но надо понимать, что:

  • обучение было индивидуальным или в микро группах;
  • все учились одинаковым навыкам;
  • каждый человек проходил три фазы — ученик, полноценный член племени (профессионал — тот, кто хорошо справляется со своей работой), учитель;
  • никто не мог избежать этого цикла;
  • отдельных учителей не было, кроме как калек, которые уже не могли добывать еду, но помогали в племени, присматривали за огнем и обучали детей.

С развитием общества появилось много специализаций, количество навыков и умений возросло, объем знаний также возрос. Поэтому на определенной фазе развития общества возникло несколько новых потребностей:

  • Учить больше людей общим навыкам и знаниям в рамках культуры/ эпохи/ государства/ нации;
  • Учить разным профессиональным навыкам в разных направлениях;
  • Хранить, организовывать и передавать больше специальных знаний.

В результате, постепенно, стала формироваться специфическая выделенная роль Учителя, того, кто фокусировался на обучении и передаче знаний. Учитель мог быть выделен в отдельную профессию или совмещать с какой-то профессиональной деятельностью.

Но тренд был очевиден:  поскольку всё больше людей надо было учить разным вещам, то обучение из неотъемлемой и естественной части жизни каждого человека всё больше трансформировалось в специфическую профессиональную деятельность. А когда возникла проблема обучения большого числа людей, то появился спрос на организацию процесса, так как учить 5 человек в течении 10 лет это не одно и тоже, что учить 1 млн. человек в течении нескольких месяцев.

Однако, самое главное изменение произошло в том, что если в древнее время самым главным потребителем обучения был человек, его семья и племя, то появился новый вид потребителя — государство и корпорации. Это произошло потому, что на определенном этапе даже самые тупые элиты поняли, что могущество, процветание и стабильность их власти и государства зависит от квалификации его жителей, воинов, надсмотрщиков и наместников. Надо было не только уметь завоевывать новые земли военным искусством, но и грамотно управлять активами, появившимися на балансе ОПГ в результате недружественного поглощения.

Все корпорации потребляют главный ресурс — людей, но люди имеют привычку стареть и умирать. Знания и технологии устаревают. Население растёт, поэтому есть постоянный и растущий спрос на корпоративных винтиков разных специализаций (это видимо более политкорректный термин, чем рабы).

В результате возникло то, что называется образованием — т.е. социальный институт, цель которого — организация массового процесса общего и профессионального обучения в интересах государства, корпораций и, чуть-чуть, потребителей.

Таким образом, обучение и образование — это разные вещи, явления и феномены.
  • Обучение — это про то, как научить конкретного человека. Обучение это про знания и методики, про учителей и учеников.
  • Образование — это про то,  как организовать процесс массового обучения во множестве направлений, чтобы удовлетворять потребность государства и корпораций в квалифицированных кадрах. Образование это про логистику.

Почему важно понимать, что образование — это про логистику? Потому, что процесс настоящего качественного обучения всегда индивидуален. А любая логистика при массовом образовании — это компромисс. Т.е. чем более стандартизированный массовый подход, тем эффективность образования хуже. Если мы принимаем, что если с человеком или микро-группой индивидуально занимается учитель, репетитор, наставник — это 100% эталон, то любое массовое образование всегда будет хуже.

Этот простой момент не понимают основатели огромного числа стартапов, которые могут иметь супер компетенции и опыт, но никогда не пытались никого научить чему-то реальному. Именно поэтому, большинство людей ставит знак равенства между обучением и чтением лекций, или потреблением контента. Проблема же в том, что поскольку процесс настоящего обучения всегда индивидуален, то коммуникация между учителем и учеником всегда является узким местом. Это очень важный момент, я на нём остановлюсь подробно. Чтобы его осознать, и понять почему это так ,  надо понимать ,  что такое обучение с точки зрения нейрофизиологии.

С точки зрения нейрофизиологии, т.е. в первую очередь с точки зрения того, как работает наш мозг (хотя и нельзя прямо ставить знак равенства между мозгом и сознанием) ,  любое обучение это частный случай пластических изменений в нейронной сети мозга. Что, в свою очередь, есть следствие фундаментального свойства нашего мозга под названием нейропластичность.

Нейропластичность — это свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения, или в качестве ответа на внешние воздействия. Это свойство описано сравнительно недавно. Ранее было общепринятым мнение, что структура головного мозга остается неизменной, после того, как формируется в детстве.
Мозг состоит из взаимосвязанных нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Процесс научения может происходить посредством изменения прочности связей между нейронами, возникновения или разрушения связей, а также процесса нейрогенеза. Нейропластичность относится к процессам возникновения/разрушения связей и нейрогенезу.
В течение ХХ века было общепринятым мнение, что структура ствола мозга и неокортекса остается неизменной после завершения формирования в детстве. Это означало, что процессы научения там могут идти только посредством изменения прочности связей, в то время как области, ответственные за процессы памяти (гиппокамп и зубчатая извилина) и сохраняющие способность к нейрогенезу на протяжении всей жизни, являются высоко пластичными. Это мнение меняется под действием результатов новых исследований, утверждающих, что мозг сохраняет свою пластичность даже после периода детства.
Нейропластичность, может проявляться на разных уровнях, начиная с клеточных изменений мозга, вплоть до крупномасштабных изменений с переназначением ролей в коре головного мозга, как ответная реакция на повреждение конкретных отделов. Роль нейропластичности широко признается современной медициной, а также как явление используется в развитии памяти, обучении, и восстановлении поврежденного мозга.

Ключевым для достижения устойчивых изменений является процесс повторения разных ситуаций — как с повторяющимися паттернами, так и совершенно новых. Иными словами, чтобы человек не просто что-то понял, а чему-то научился, чтобы сформировался устойчивый навык, необходимо определенное количество повторений. Это необходимо, чтобы сформировать изменения топологии нейронной сети мозга. С повторениями проблем нет, но не сами повторения приводят к обучению, а когда на каждом новом цикле мы пытаемся повторить действие иначе, учитывая ошибки предыдущего цикла и новое направление попыток следующего цикла.

Т.е. обучение — это сочетание муравьиного и генетического алгоритма, которое может быть как в варианте “с учителем”, так и “без учителя”. Обучение — это циклический процесс, где на каждой следующей итерации происходит небольшое изменение направления усилий.

Так вот, человек может самостоятельно учиться, но эффективность обучения с учителем во стократ выше, что является неоспоримым фактом. Т.е. учитель, по сути, и представляет собой тот самый фактор, который обеспечивает:

1) идентификацию, оценку и разбор ошибок прошлой итерации;
2) новые данные, потребность в которых была неизвестна до оценки результатов предыдущей итерации. Т.е. учитель на основе разбора предыдущей итерации должен принять творческое решение :  какие знания, сведения, установки дать для коррекции следующей итерации;
3) рекомендации коррекции направления усилий в следующей итерации.

Таким образом, Учитель и Ученик представляют собой единую систему, в которой происходит передача опыта, знаний и формирование навыков и личностных свойств:

  • через создание учебных ситуаций,
  • подключение Ученика к контекстному пространству опыта и практических навыков учителя или, даже, не ограничиваясь опытом учителя, используя опыт всего человечества.

Такая пара всегда индивидуальная. Может быть обучение в небольших группах, но в реальности, любая группа это совокупность парных взаимодействий, ибо обучение это всегда индивидуальный и субъективный процесс. Т.е. результаты могут быть общими и объективными, но тот путь, которым совместно проходят Учитель и Ученик всегда индивидуален, и зависит исключительно от Ученика и среды, так как Учитель пытается помочь достигнуть стандартных целей. Среда может меняться и быть разной для всех, поэтому среда и особенности ученика задают уникальную траекторию обучения, которая является важной частью судьбы конкретного человека.…

А любая уникальность и 100% кастомизация представляет собой проблему для масштабирования. Т.е. налицо вызов:  с одной стороны есть социальная задача — надо учить миллионы людей, а с другой стороны — процесс обучения по определению уникален и индивидуализирован. Это не проблема знаний, это не проблема методов обучения.

Это проблема исключительно способов организации обучения при переходе от индивидуального к массовому обучению.

Сама эта проблема порождает множество под-проблем: стоимость процесса; вопросы доверия и репутации учителя, когда вместо одного Аристотеля появляется армия безликих профессионалов; логистические проблемы; модели прибыли, и ещё много чего.

Так или иначе, решения этих проблем были за последние 2000–3000 лет найдены, и отразились в существующей сейчас системе школьного и профессионального образования. Технологии привнесли новые возможности, помогли найти решения определенных проблем, сформировали рынок. Но сейчас, уже понимая — что есть обучение, мы можем сказать  в каких направлениях уже произошли изменения, а в каких эти изменения только ожидаются? Более того, с моей точки зрения, будущие изменения значительно больше будут влиять на развитие человечества, чем всё, что было в отрасли образования до того.

Продолжение следует.

Все части здесь:  Часть 1,  Часть 2, Часть 3 . Часть 4. 

Прокрутить вверх