Безупречное намерение, или что значит «ученик с трещиной» — 11:06 минут чтения

[wcm_restrict plans=»quest, abonement_plus, subs_lectures, incubator»]

И снова дорога. Долгая беседа о работе, о людях в проекте, об их результатах, о знаниях, которые приходят не случайно. 

Выбор ученика учителем

Т. А почему ты не всех принимаешь? Почему отказываешь людям в желании получать знания?

А. Потому что отбор потенциальных учеников — это очень важный момент.

Не каждый, начавший получать знания, становится учеником в полном смысле. И не каждый способен ВЗЯТЬ знания.

Т. Значит, есть какие-то критерии к отбору? Может, помимо жажды знаний должно быть смирение?

А. Нет. Не смирение. Помнишь, мы слушали Кастанеду, и у него прозвучала очень точная метафора? Что бывают люди с трещинами. Ты начнешь делиться, точнее наливать, насыщать, а из человека всё выливается, он не удерживает полученное.

Т. Ты имеешь в виду — наполнять его знаниями?

А. Конечно. Знаешь, какой один единственный важный критерий, по которому можно понять — наполняют ли тебя истинные знания, или это — белый шум?

Т. Догадываюсь. Ты сам часто цитируешь Екклизиаста: знания умножают скорбь. То есть, когда ты испытываешь муку, дискомфорт, значит это нужные знания. Верно?

А. Да. Когда начинаешь испытывать боль, страх, когда тебя начинает корёжить. Потому что знания, они тебя меняют.

Т. В чём источник этой боли?

А. В том, что знания раскрывают тебе другую картину мира. Т.е. знания — новые, правильные знания, как бы говорят: ты не адекватен, все твои представления о мире, всё то, как тебе было привычно считать, было неправильным. Вот ТАК правильно. Естественно, наступает противоречие. Поэтому любое настоящее знание — оно всегда болезненно, оно вступает в противоречие с Эго.

Потому что Эго — это единственное наше представление о мире. И это представление о мире начинает умирать, т.е. Эго начинает разрушаться, мы это испытываем и страдаем. Это первое.

Второй критерий настоящего знания — то, что оно немедленно провоцирует к действию. Если ты что-то потребляешь, и оно тебя не провоцирует к немедленному действию, к немедленному изменению, это не есть знания, это — информация, это всё, что угодно.

Т. А почему оно провоцирует к действию? Потому что становится плохо?

А. Нет, потому что ты вдруг осознаёшь что-то такое, что ты уже не можешь жить по старому. Не через день, не через год, а буквально сегодня. Тебя это шокирует буквально немедленно.

Т. То есть, с одной стороны — болезненно, с другой — провокация к действию.

А. Да. Почему? Потому что реакция на болезненные знания иногда вызывает некий паралич, ступор.

Т. Да, мы обсуждали это не раз, все по разному реагируют. Когда становится больно, одни люди замирают, другие убегают, третьи начинают действовать.

А. Это типичная реакция на фрустрацию. Фрустрация — это когда мы сталкиваемся с препятствием, с невозможностью удовлетворить какие-то свои потребности. Соответственно, есть несколько типов фрустрационных реакций на новые знания:

  • Для одних это болезненно, они пытаются избежать, говоря: «не, мне этого не надо, мне и так хорошо». На самом деле, у них всё плохо, но они предпочитают оставаться в своём неведении, жить по инерции, им не нужны знания, которые их беспокоят.
  • Есть люди, которые впадают в ступор, узнавая что-то новое для себя, они не могут ничего сделать. Эта реакция уже лучше, человек хотя бы уже не бежит.
  • И третья реакция: «надо что-то делать». А действие — это всегда конструктивная реакция.

«Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление. Через минуту ее нужно вновь наполнять водой». Карлос Кастанеда

Эта метафора про учеников с трещиной — очень точная, потому что это характеризует людей, которые убегают с пол-пути, бросают обучение.

Т. Таким образом, даже если человеку тяжело принять полученную истину, если он в неком шоке, ступоре, но он не убегает, не опускает руки, то ещё есть надежда, что он постепенно из этого ступора выйдет, и как -то начнет действовать?

А. Совершенно верно. Если он убегает, пусть через оправдания, через прокрастинации, разными способами, то это и означает трещину. До тех пор пока человек эту трещину не заделал (метафорически) — всё бесполезно.

Т. Да, я знаю о ком ты говоришь. Некоторые ученики приходили, смотрели с придыханием в рот, шли за тобой, и потом отваливались. Не выдерживали, или не верили, или не действовали. Но есть и те, кто многие годы идет рядом, и это уже не ученики, а зрелые бизнесмены, партнеры…. Мы с тобой на эту тему много-много говорили: и в отношении детей, и в отношении учеников. И часто было очевидно, на кого надо тратить время, а на кого нет. Кто способен принять знания, а кто случайный пассажир. Иногда действительно это выглядело как метание бисера.

А.Отсюда возникает следующий вывод о том, кто является идеальным учеником. Идеальным учеником является человек, который в первую очередь «без трещины», т.е. тот, кто способен выносить это знание.

Т. И удерживать.

А. Нет, не удерживать.

Путь учения — это когда знания конвертируются в действия, в изменения.

Если ты не действуешь — ничего не происходит. Ты учишься только в том случае, когда действуешь. Иначе — это всё иллюзия, самообман.

Т. А если этот критерий человек не проходит?

А. Значит говорить не о чем. А то, о чём ты говоришь: смирение, уважение — это всё вторично.

Т. Почему?

А. Хм, допустим, человек может спорить. Это нормально желать разобраться, не принимать на веру, иметь критическое мышление. Потому что с такими людьми можно выстраивать диалог. Через ловушки, через аргументацию, через провокации, которые подводят человека к тупику, где он всё равно будет действовать, он не убежит. Если человек не сомневается, то это не очень хорошо. Всегда акт смирения  должен сочетаться с каким-то вызовом.

Т. Но смирение от слова смиряться, что подразумевает принять нечто.

А. Помнишь, мы с тобой говорили об инициации детей? И о том, что инициация может произойти в любом возрасте, и она всегда травматична. Почему? Потому что инициация означает принятие реальности, не той, которая удобна твоему Эго, а той, которая есть.

Т. Да, и мы говорили также, что Эго ребенка всегда автоматически ставит себя в центр.

А. Это нормально, Эго должно развиться, самость должна развиться, и самость всегда ставит свою личность в центр. Это приводит к тому что человек имеет некоторое количество верований относительно самого себя. Это подсознательно всегда существует. Каждый человек считает себя гениальным, талантливым, лучшим, достойным.

Т. При этом, что интересно, в людях может сочетаться с одной стороны дикая неуверенность в себе, и с другой — подсознательная вера, что «я очень крутой, и достоин большего».

А. Эта ложная вера, которая создаёт ложную картину мира, помещая Эго в центр. Гораздо важнее — принятие факта о том, что мир имеет более сложную структуру, где ты не в центре его, а на какой-то отдаленной периферии. Принятие того, что есть вещи, которые могут не прощаться. Принятие того, что ты сделал ошибку, и у тебя больше не будет повтора. Принятие некой суровости жизни. Всё это помогает избавиться от ложной самонадеянности и беспечности.

Когда ты считаешь, что мир таков и действуешь, подстраиваясь под него (а на самом деле твоё представление ложно, и ты действуешь ложным образом, и получаешь ложные результаты), то в лучшем случае, ты вообще никаких результатов не получаешь, в худшем — ты приносишь вред. 

И хорошо, если только себе вред. А если страдают твои близкие из-за того, что ты оказался безалаберным, беспечным, самоуверенным? Это весь комплекс, связанный со смирением, с принятием. Потому что когда ты это принял, то тебе становится легче.

Это всё равно что, допустим, тебе надо пройти какой-то путь, и ты хочешь быстрее попасть в своём сознании туда, думая: «ну вот сейчас я быстро раз-раз-раз, и там». И вдруг выясняется, что тебе надо пройти тысячу километров,  по горам и весям, что это сложная работа, что есть риски, что можешь вообще не дойти. И вот когда ты это узнаешь, в этот момент происходит интересная ситуация. Большинство людей думают: «о, нет, это очень сложно» и они не идут, либо начинают искать других путей, срезать углы. А часто других путей просто нет. И они тратят время.

А определенная часть людей принимают это, т.е. они преисполняются смирением: «да это так. Ели я хочу пройти этот путь, и это та цена, которую надо заплатить, я должен заплатить».

Поэтому, конечно, когда смирение есть, то человеку легче двигаться, потому что он свою гордыню смиряет, он принимает реальность, как она есть. Он принимает своё место в этом мире. Но при этом смирение не означает, что ты должен быть дураком.

Т. А если рядом Учитель, он может тебе что-то подсказать, там где он более опытен.

А. Есть ситуации, в которых прислушиваться к рекомендациям просто целесообразно, особенно когда речь идёт о каких-то ситуациях низкого уровня из области неопределенности.

Пример. Если в дороге колесо прокололось, и ты никогда его не менял, то имеет смысл послушать совет того, кто это много раз делал. Это очевидно. Но бывают ситуации с высокой степенью неопределенности, когда даже опыт учителя, даже опыт многих людей, всё равно не релевантен. Почему?

Потому что каждая ситуация уникальна, она не зависит от тебя лично, от твоей личности, от твоего характера, от твоей судьбы, от многих других факторов. И поэтому, в таких ситуациях учитель может тебе высказать какие-то соображения, но всё равно ты будешь входить в эту воду сам. И здесь надо врубать мозги. Но эта противоречивость — парадокс, когда разные противоположные вещи дают гармонию более высокого уровня.

Пример. Ты подходишь к городской стене, ты должен принять ситуацию, что стена есть, что ты не пройдешь просто так вовнутрь. Принять. Почему? Потому что когда ты это принял, ты понимаешь: блин, нужно очень сильно постараться чтобы проникнуть. Ты подходишь к воротам, и у тебя возникает практический вопрос «как проникнуть?». Ты не спрашиваешь себя можно или нельзя. Потому что для тебя ситуация «нельзя проникнуть» не приемлема. Ты не можешь остаться в пустыне, за стеной,  потому что ты погибнешь. Ты должен проникнуть в этот город через эту стену. Тебя интересует практический вопрос «Как это сделать? Где есть какие дырки? Какие шаги предпринять? В какой последовательности? Какие инструменты? Подход?». А раз есть конкретные вопросы, то тогда становится легче найти учителей. Потому что до тебя это много раз кто-то проходил. Каждый своим путем и способом. Кому-то подходит один, кто-то находит другой, дешевле, или дороже. Но ты начинаешь искать. Пробуешь один способ, второй, третий. Получается, не получается, но ты не оставляешь попытки. Рано или поздно получается.

Получается почему? Потому что ты не бросаешь попыток! Не потому что ты умный, а потому что ты не бросаешь попыток!

Это то, что у Кастанеды называется безупречное намерение. Ты не можешь предать свою мечту, свою цель ни при каких условиях. Ценник абсолютный, высокий. И это обеспечивает всё остальное. Поэтому, если  подвести резюме:

Первый критерий —  человек должен быть без трещины. Это означает, что если он принял  решение, этот внутренний коммитмент, то это не взять и сказать «я буду это делать», это означает что «я это никогда не брошу». Себе сказать в первую очередь, не другим. Почему? Потому что коммитмент другим людям давать легче, он более весом чем себе. И тут важно держать это обещание. Потому что очень легко давать обещание, тяжело его исполнить. Исполнить обещание означает платить по долгам. Всегда есть выбор, объявить себя банкротом, соскочить с крючка, снять с себя ответственность, но тяжелее выполнить долги. Это не вопрос разумности — неразумности. Это вопрос внутреннего станового хребта, вот ключевая вещь — человек должен быть без трещины.

Второе — смирение, в плане того что он должен научиться принимать некие ситуации. Люди думают, что смиренный это тот, кто голову пеплом посыпает, который не имеет критического мышления, который смотрит в глаза. Это не смиренный человек, это идиот. Смирение — это способность принимать ситуацию, обстоятельства.

Пример. Машина в пустыне потерпела аварию. Человек должен принять ситуацию, предвидеть все угрозы, учесть то, что нет ресурсов и начать действовать адекватно. Это — способность принимать реальность. Это важно. Потому что это дает возможность действовать.

В психотерапии есть очень известный тезис: «любое излечение, любое изменение начинается с того момента, когда человек принял проблему. Он может не знать, как её решить, но он признал что она есть». С этого момента начинается движение.

И третий момент — это гибкость, способность обучаться, выносить боль от знания, способность действовать и меняться. Вот это ядро личностных качеств. Это не навык, это личностные качества, которые создают предпосылку, что человек, если это будет угодно богу, не христианскому а более высокому, в гипотетическом смысле, достигнет результата.…

Почему я всегда подразумеваю гипотетический смысл? Потому что эти три вещи, они требуют от человека очень большого духовного напряжения, сил. У большинства людей нет сил. Возникает фундаментальный вопрос: откуда эти силы берутся?

А берутся эти силы только тогда, когда мы чему-то служим.

Вот это и есть метафизический уровень. Внутренняя мотивация. Мы как бы реализуем некую миссию. Причём эти миссии, они разного плана. Первый план, или уровень — это когда ты хочешь быть сильным, что характерно для молодежи. Потом погружаешься в более серьезные обстоятельства, и чем старше ты становишься, тем больше твой коммитмент сдвигается от желания быть сильным самому, к желанию сделать сильным кого-то. Т.е.передача знаний, передача цивилизационного импульса, желание помогать людям расти, оно становится для просветленных людей всё более доминирующей мотивацией. Это — глобальные миссии. Потому что даже если ты накапливаешь богатство, то само по себе богатство не имеет смысла. Это просто некий инструмент посредством которого ты можешь создавать прекрасный мир. Это для всех без исключений. Поэтому следующий элемент — это внутренне ощущение внутренней миссии.

Если есть внутренний смысл, тогда у тебя возникает и безупречное намерение. Ты принимаешь решение, ты не бросаешь, у тебя возникает способность быть смиренным (в правильном смысле), у тебя возникает гибкость, способность обучаться. Вот почему я и не беру в ученики всех и каждого 🙂

 

Читать статьи на подобные темы:

[/wcm_restrict][wcm_nonmember plans=»quest, abonement_plus, subs_lectures, incubator»]

И снова дорога. Долгая беседа о работе, о людях в проекте, об их результатах, о знаниях, которые приходят не случайно. 

Выбор ученика учителем

Т. А почему ты не всех принимаешь? Почему отказываешь людям в желании получать знания?

А. Потому что отбор потенциальных учеников — это очень важный момент.

Не каждый, начавший получать знания, становится учеником в полном смысле. И не каждый способен ВЗЯТЬ знания.

Т. Значит, есть какие-то критерии к отбору? Может, помимо жажды знаний должно быть смирение?

А. Нет. Не смирение. Помнишь, мы слушали Кастанеду, и у него прозвучала очень точная метафора? Что бывают люди с трещинами. Ты начнешь делиться, точнее наливать, насыщать, а из человека всё выливается, он не удерживает полученное.

Т. Ты имеешь в виду — наполнять его знаниями?

А. Конечно. Знаешь, какой один единственный важный критерий, по которому можно понять — наполняют ли тебя истинные знания, или это — белый шум?

Т. Догадываюсь. Ты сам часто цитируешь Екклизиаста: знания умножают скорбь. То есть, когда ты испытываешь муку, дискомфорт, значит это нужные знания. Верно?

А. Да. Когда начинаешь испытывать боль, страх, когда тебя начинает корёжить. Потому что знания, они тебя меняют.

Т. В чём источник этой боли?

А. В том, что знания раскрывают тебе дру……… ->>>Что будет дальше?

-.>>……………..->>

[/wcm_nonmember]