Документация по языкам Twine

Общая Wiki TWINE – http://twinery.org/wiki/start

Язык Harlow

Язык/Формат Harlow

Официальная документация – https://twine2.neocities.org/3.html

Язык SugarCube

Язык/Формат SugarCube

Официальное описание языка: http://www.motoslave.net/sugarcube/2/

Документация: http://www.motoslave.net/sugarcube/2/docs/

Русская локализация: http://www.motoslave.net/sugarcube/download.php/2/locale/ru-locale-for-sugarcube-2.zip

На русском языке есть буквально несколько очень ограниченных статей или переводов:

Что такое Twine (для разработчиков)?
Twine 2. Обзор и руководство для начинающих

Основной корпус текстов и коммунити на английском языке.

1. Видео тьюториал по Twine – 22 видео – общий объем не более 2,5 часов: https://www.youtube.com/playlist?list=PLlXuD3kyVEr5tlic4SRe6ZG-R9OyS1T4d
2. Наиболее фундаментальная книга, почти энциклопедия: Writing Interactive Fiction with Twine Melissa Ford – http://ptgmedia.pearsoncmg.com/images/9780789756640/samplepages/9780789756640.pdf
3. Пример игры Меллисы: https://www.melissafordauthor.com/a-very-empty-basket-mobile-version/
4. A Quick Twine (2.2+) Tutorial by Allison Parrish    http://catn.decontextualize.com/twine/
5. How to use Twine and SugarCube to create interactive adventure games: https://opensource.com/article/18/2/twine-gaming
6. Welcome to the Twine Cookbook! The Twine Cookbook is a collection of examples organized around common topic areas: http://twinery.org/cookbook/
7. Официальное руководство – SugarCube v2 Documentation: http://www.motoslave.net/sugarcube/2/docs/
8. Frequently asked questions. http://twinery.org/wiki/frequently_asked_questions?s[]=import

Коммунити

1. Welcome to the Interactive Fiction Community Forum!  https://intfiction.org/c/authoring/choice-based-if
2. Коммунити на reddit: https://www.reddit.com/r/twinegames
3. Дискорд – https://discord.gg/n5dJvPp
4. Официальный форум вопросов и ответов: https://twinery.org/questions/

Инструменты

Ключевой момент в создании игр и любых произведений – инструменты, которые позволяют работать быстро и эффективно, помогая вам фокусироваться на творчестве и бизнесе, а не рутине. Инструменты это компьютерные программы и сервисы, часть бесплатные, часть платные. Как правило, б/п программы менее функциональны, не столь стабильны, часто бывает слабая поддержка, за редким исключением. Платные программы имеют более развитые функции, стабильны, и имеют хорошую поддержку.

Минимально рекомендуемый набор:

Рекомендую для структурированных текстов:

Наш курс включает 3 больших задачи, каждая из которых эффективно решается со своим типом интструментов:

1. Создание и разработка истории включает работу с текстом и работу со структурой текста.

Для написания истории подходит любой текстовый процессор, однако, когда речь идет о длинных структурированных текстах, то работать в текстовых процессорах не удобно, потому, что они больше фокусированы на работу с текстом, и меньше для организации элементов. Последнее будет критически важно при следующих этапах.

Бесплатные инструменты:

  • https://docs.google.com/document/ . Позволяет работать в облаке с любого компьютера, позволяет делиться документами, получать отзывы. Полезен для получения отзывов финальных документов. Для работы со структурами не удобен.
  • Page на MAC – простой, мало функций.

Платные инструменты:

  • Evernote – работает в облаке, на компьютере, синхронизируется с любых устройств, позволяет делиться документами, получать отзывы, можно работать с структурированными документами, создавая папки, блокноты, вставляя теги и референсы. Удобен для исследований и копирования текстов из интернета. Хорош для записей и дневников. Для работы с большими серьезными текстами не удобен. Стоит  8$/месяц (около 100$/ год). Есть бесплатная версия с усеченным функционалом.
  • Scrivener – пока мне понравился больше всего. Удобен для создания сложных структурированных историй, много развитых профессиональных функций. Из недостатков – недешевый 45$ + нет возможности делиться документами, получать отзывы.
  • Word на Windows – описывать не буду. С моей точки зрения не очень приспособлен для работы со структурированными текстами. Т.е. на нем можно все делать, но есть более удобные и развитые инструменты. К тому же, формально MS Word не бесплатный.
  • Относительно неплох https://writerduet.com – все в интернете, есть русский язык, ориентирован на сценаристов, есть б/п версия, платная от 12$/месяц. Позволяет делиться документами и работать в команде. Для работы со структурированными документами менее удобен.
  • https://www.celtx.com – очень мощная штука. В базовой комплектации б/п, но в полной надо платить – для сценариев от 15$/месяц – есть опция для написания нарративов игр, включая интерактивные истории – от 20$/месяц с оплатой за год. Получается 220$ – дорого. Для профессиональной работы это норм, для обучения оверкил)))
  • Story Planner – Русифицированное приложение по созданию набросков сценариев и литературных произведений. Недорого. Не пробовал. Эту программу продвигают для смартфонов, но я не очень верю, что серьезные тексты можно писать на смартфоне или планшете.

Обзоры программ

Я пользуюсь Evernote почти 10 лет и очень доволен, но для написания больших структурированных текстов уже нужно что-то помощней. Я попробовал несколько инструментов для сценаристов, пока тестирую Scrivener, потому, что понравился функционал и вполне доступная цена по сравнению с более мощными инструментами.

2. Создание нелинейных, интерактивных истории, гейм-дизайн.

Нелинейная история это прежде всего дерево, поэтому для создания нужна связка – программа, которая позволяет работать с структурированными историями, электронная таблица для учета всех параметров + программа, позволяющая легко визуализировать деревья.

  • Для записи, структурирования текстов и исследований я использую Evernote. Можно исползовать любой аналог.
  • Однако для серьезной работы именно с структурированными текстами рекомендую Scrivener.
  • Для таблиц – подойдут любые электронные таблицы. В них вы будете записывать параметры сцен и эпизодов.
  • Для построения деревьев – очень удобна бесплатная http://draw.io/ – ее можно скачать и работать в облаке. Также неплохо Google Drawing
  • Для иерархических деревьев я использую MindMap компании Odessa, но она дорогая. Есть много бесплатных программ для Mind Map. Все можно делать в бесплатных http://draw.io/ и Google Drawing
  • Платная, и многообещающая – http://www.chatmapper.com/
  • Не могу не отметить articy:draft – профессиональная программа, но не дешевая.

Все эти сервисы нужны для того, чтобы загружать фрагменты истории в Twine или любую подобную программу, и не путаться с именами, параметрами, которых будет в каждой сцене/пассаже много, когда мы будем делать игру.

3. Создание интерактивных историй и текстовых игр в виде играбельного файла или приложения.

Мы на курсе будем использовать Twine, но вам стоит знать, что есть много движков. Здесь можно найти огромный список: Another Interactive Fiction Engine List

4. Создание визуальных новелл.

Визуальные новеллы поджанр интерактивных историй, где много графики и меньше текста, напоминает визуализированные нелинейные комиксы, но многие создают очень прикольные вещи. Разумеется, визуальные новеллы можно делать на Twine, но есть специализированные движки. Что такое визуальные романы?

Движки для создания визуальных новел.

Книжки по Twine на английском языке

#1 – очень рекомендую – Writing Interactive Fiction with Twine 432 стр./ 12$ https://www.amazon.com/Writing-Interactive-Fiction-Twine-Melissa-ebook/dp/B01ERR2TN2/

#2 известный автор и эксперт – Make Your Own Twine Games! 102 стр./ 12$ – https://www.amazon.com/Make-Your-Own-Twine-Games-ebook/dp/B07BPMS2L5/