Мы все наркоманы, просто у всех наркотик разный, и мы никогда с него не слезем. 8:09 минут чтения

Мы занимаемся творчеством только потому, что через творческий поиск получаем огромное число дофамина и серотонина. Если человек когда-то научился получать кайф от то, что он творит, то он никогда не сможет отказаться от этого, не разрушив свою личность. Творчество это единственный вид деятельности, который может приносить новые ощущения вне зависимости от возраста, состояния здоровья…, условий.

Если человека лишить всего, зрения, слуха, движения, голоса, т.е. оставить наедине со своим разумом, то и тогда он способен заниматься творчеством. Более того, творчество это единственный вид активности, который не требует ничего, кроме разума.

Творчество это процесс поиска вопросов и ответов, процесс созидания реальности, процесс поиска  новых связей, которые мы ощущаем как понимание. Акт просветления дает такое мощное блаженство, что его невозможно ничем заменить….

Наслаждение от просветления доступно даже самому тупому, самому невежественному, неважно с чем оно связано, ибо просветление — это открытие канала в будущее, к большим возможностям. Пусть у каждого возможности свои, но язык будущего, язык обещания, предвкушения, язык просветления — понимает любой человек в любом состоянии.

Поэтому мы не можем сказать — прекрати заниматься получением самого большого наслаждения в жизни, и начни продавать. Отвращение и страх продаж — это лишь поверхностный барьер, под которым стоит страх и недоумение гораздо большее.

Любой творческий человек спрашивает себя — неужели для того, чтобы стать чуть богаче, я должен отказаться от своего самого интенсивного счастья и должен начать заниматься пустыми увертками, манипуляциями?

Ну, хорошо, я заработаю немного денег, но ради чего мне все это? Разве не для того, чтобы созидать? Да, я могу путешествовать, я могу потреблять больше и больше, я могу обеспечить всем необходимым своих близких, но дальше что? Не наполнится ухо слышанными, а око виденным! Как же я могу закрыть эту зияющую пустоту внутри, если я не способен творить, созидать и делиться плодами рук своих с людьми.

Злато и власть сладки, но слава — слаще. Ибо что есть больше, чем признание людьми твоего творения, пусть даже они и не знают кто создатель.

Более того, наблюдать то, как люди с удовольствием пользуются плодами рук твоих, и даже не открывать себя им — дает больше тонкое наслаждение, чем, если когда тебя награждают вниманием. И если ты открываешь себя, в этот момент ты, как бы теряешь часть своей чистоты, и купаешься в славе людской, но теряешь нечто более интимное.

Однако, скромность и тайна — высшее тщеславие, когда люди живут в мире, полагая его своим домом, но только ты знаешь, что все эту вселенную создал ты. Быть богом среди людей, уподобляться им, и не раскрывать себя — изысканное блюдо, которое  лишь единицы могут себе позволит.

Наблюдать, как критики и фанаты бьют себе лбы в спорах от авторстве, и млеть от их невежества, понимая, что не позволишь себе раскрыть истину, и лишить себя чистой радости анонимной славы.

И тут возникает вопрос — если все же творчество неразрывно связано с потреблением его плодов людьми, как совместить потребность в творчестве, в самореализации с одной стороны и необходимость привлекать внимание, строить аудиторию, вовлекать в поток своих смыслов, продавать, и в конце концов монетизировать свою страсть?

Этот вопрос, или, точнее, отсутствие внятного ответа, внятного подхода — является главным камнем преткновением для любых художников, писателей, поэтов, музыкантов, ученых и инженеров, учителей, всех, кто созидает больше, чем потребляет.

Универсальный паттерн творчества = равен паттерну хорошей игры = равен паттерну обучения = паттерну исследования:

Каждый раз вы делаете то, что умеете и хорошо знаете + что-то новое, на новом уровне и достигаете нового уровня в понимании и навыке.

  • Каждая итерация с одной стороны требует от вас известного навыка, но также дает новый челендж.
  • Каждая новая ситуация частично содержит то, что вы уже знаете, но также содержит существенную часть неопределенности.
  • Каждая ситуация, которую вам надо решить — содержит риск и обещание.
  • Поэтому каждая ситуация содержит угрозу, страх и обещание вознаграждения, отторгает и манит одновременно.
  • Если вы не можете решить ситуацию, она оставляет чувство незавершенности и дискомфорта. Попытка найти решение превращается в компульсивный цикл, а когда мы достигаем решения, пусть и промежуточного, мы испытывая небывалый подъем, вдохновение … некоторое время.
  • И вскоре мы уже хотим взять новую высоту, потому, что погружение в этот цикл в конечном итоге создает сильную зависимость.

А теперь вспомним определение по настоящему хорошего продукта.

  • Хороший продукт не тот, который дает счастье, пока им пользуемся.
  • Хороший продукт порождает глубокое несчастье и боль, если мы перестаем им пользоваться.

С глубокого детства нас подсадили на разные виды творчества в разных областях — в спорте, в науке, в искусстве, в бизнесе, в войне. Мы все наркоманы, просто у всех наркотик разный, и мы никогда с него не слезем.

А раз так, то стоит посмотреть на проблему с другой стороны — давайте сделаем нашу зависимость от творчества нашим счастьем, а не нашим проклятием. Для этого достаточно сбалансировать себя, то, что в Евангелии описывается концепцией — надо отдавать Богу богово, а кесарю кесарево. Причина проблем в отсутствии баланса. Если мы слишком много отдаемся творчеству, и игнорируем социальную и денежную составляющую — мы проваливаемся в нищету и депрессию, из нее вытекающую. Если мы затыкаем рот своей мечте, и начинаем интенсивно рубить капусту, то относительно быстро решаем свои финансовые проблемы, но сталкиваемся с жестоким экзистенциальным кризисом. Оба типа результата — вполне очевидны. В каждом случае проблема есть следствие того, что мы прекратили делать важную составляющую нашей жизни. Проблема возникает не как следствие того, что мы делаем что-то, а как следствие того, что мы прекратили делать то, что составляет сущность нашей зависимости.

В одном случае мы зависимы от некоторого ожидаемого среднего уровня жизни, ибо мы ощущаем себя несчастными не от бедности, а когда мы сравниваем себя с другими. Во втором случае мы зависимы от творчества и попыток реализовать себя, которые нам не удаются. Не хлебом единым жив человек. Это очевидно, как очевидно и то, что если без творчества человек деградирует, то без хлеба умирает.

Периодически мне пытаются намекать на то, что не все люди имеют отношению к творчеству и созиданию. Во-первых это не так, если рассматривать творчество в широком смысле, не связанном и искусством. Более того, творчество — как вид деятельности гораздо более разнообразно, чем искусство. Да, если уж на то пошло, то и понятие искусства значительно более широко, чем то, как это традиционно понимается. Мы будем понимать искусство — как любую деятельность, направленную на созидание, поиск решения, улучшения — будь то живопись, гастрономия, переговоры, хождение под парусом, езда на мотоцикле или дойка коров.

Любая деятельность становится искусством и содержит в себе безусловное творчество, если каждый раз мы:

  • с одной стороны делаем то, что умеем и хорошо знаем,
  • но при этом каждый раз мы пытаемся создать нечто новое, уникальное,
  • на новом уровне качества,
  • и достигаем более высокого уровня в понимании и навыке того, что мы делаем.

Почему это настолько важно осознавать? Почему такое понимание творчества снимает бизнес паралич и открывает простор для действия?

Напоминаю — мы занимаемся творчеством только потому, что через творческий поиск получаем огромное число дофамина и серотонина. Если человек когда-то научился получать кайф от то, что он творит, то он никогда не сможет отказаться от этого, не разрушив свою личность. Творчество это единственный вид деятельности, который может приносить новые ощущения вне зависимости от возраста, состояния здоровья…, условий.

Это значит, что мы способны получать кайф и зарабатывать деньги от любого вида деятельности, если превращаем ее в искусство, т.е. не просто создаем некий отвлеченный продукт и делаем то, что умеем и хорошо знаем, но каждый раз пытаемся создать нечто новое, уникальное, на новом уровне качества, и достигаем более высокого уровня в понимании и навыке того, что мы делаем. Такой подход дает 2 выгоды:

  • Так необходимое нам творческое удовлетворение.
  • Уникальность.

Здесь проходит грань между искусством и ремеслом, ибо последнее позволяет воспроизводить, бесконечно копирует известный образец, в то время, как искусство каждый раз создает нечто новое, уникальное и неповторимое, будь то вещь, услуга или опыт.

И здесь же сокрыт секрет успеха и богатства, когда мастер возвышается, а ремесленник всю жизнь выживает. Причина такого разного положения в том, что у ремесленника покупают вещь, в которой личность ремесленника не нужна, а требуется только функциональность. Но когда приходят к мастеру, то покупают уникальность, неповторимость и авторский стиль в первую очередь, и функциональность во вторую, хотя истинное мастерство способно содержать гармонию авторства, эстетика и смертельной эффективности.

Таким образом, как же заниматься любимым делом и достигнуть финансового благополучия? Ответ в том, что для этого надо создавать уникальность,  нечто незаменимое. То, что можно считать брендом, когда покупают специально то, что вышло из ваших рук или пера. Это, разумеется, недостаточно, хотя и необходимо. А вторая часть есть способность продавать, при этом создание уникальности способствует продажам, потому, что вы осознаете, что пытаетесь впарить не поделку или подражание, а нечто, несущее в себе черты неподдельности.

 [wcm_restrict]

  1. Ищи то, в чем ты уникален, пусть не сразу, но постепенно, и никто не сможет тебя подделать.
  2. Большинство, когда начинают размышлять о бизнесе  — начинают с того, что они умеют, но не осознают, что то, что они умеют и то, что доставляет радость, что может быть уникальным — не всегда одно и тоже. Многие думают — все оказывают услугу Н, и я буду, потому, что эта услуга имеет спрос. Ничего, что есть конкуренция, главное, там есть спрос и деньги. Разумеется, вопрос не в конкурентном рынке, а в том, что и как вы предлагаете.
  3. На вершине стоят те, кто научился предоставлять стандартную услуги нестандартным способом + имеет инновацию, которую невозможно или критически трудно подделать. При оценке стартапов есть пункт, который так и называется — нечестное преимущество, нечто, что никто не может получить и использовать, кроме вас.
  4. Создание уникальности — трудно, требует времени, терпения и большого числа попыток, но это никого не устраивает.
  5. В своей жадности и нетерпеливости мы отказывается от возможности создания надежного фундамента и ищем легких путей. Но поскольку легких путей не существует, мы ищем то, что кажется легким, или, что бывает чаще всего — выдают за легкое.
  6. Поэтому толпа идет в одном направлении, пытается делать одно и тоже, примерно одинаково среднего качества, и никогда, никогда не может преодолеть ценовое ограничение. Когда мы продаем коммодитис, то цена не зависит от нас, а только от среднего рынка. Если у вас хорошо подвешен язык, вы можете какое-то время продавать дороже, но с каждый разом это становится все труднее и труднее.

У меня нет решения для тех, кто нетерпелив и ищет легких путей.

Прокрутить вверх